РУС ENG

Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за пять месяцев 2019 года

Дата публикации: 14.06.2019 12:30

В Санкт-Петербурге состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором руководитель Службы Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов. Он поздравил Законодательное собрание города с 25-летием и отметил, что слаженная работа руководства Санкт-Петербурга и городского Управления ФНС России позволяет региону не только удерживать второе место по объему налоговых поступлений, но и предоставлять площадку для IT-проектов в налоговом администрировании.

«Активная работа Правительства Санкт-Петербурга по привлечению новых крупных налогоплательщиков позволяет не только значительно увеличить наполняемость бюджета, но и изменить качество бюджетного планирования. Так, только от групп компаний «Банк ВТБ», «Газпром» и «Газпромнефть» поступления в городской бюджет в 2018 году выросли в 1,7 раза, а в текущем году – еще в 1,6 раза. Бизнес отмечает позитивные изменения в сфере работы с инвесторами и создание для этого благоприятных условий. В Санкт-Петербурге в последнее время отмечается отчетливый тренд на развитие цифровых сервисов, которые позволяют предпринимателям не только упростить ведение дел и коммуникацию с государством, но и снижают административные барьеры. Это стимулирует предпринимательскую активность и в итоге выражается в росте экономики города и поступлении налогов», - подчеркнул Михаил Мишустин.

В свою очередь временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил важность эффективного взаимодействия городских властей и налоговых служб. «Поступления от уплаты налогов формируют сегодня почти 90% бюджета Санкт-Петербурга. И Налоговая служба города успешно справляется с поставленными задачами», - сказал он.

Правительство Санкт-Петербурга ставит перед собой задачу в ближайшие годы значительно нарастить доходную часть бюджета. В этой связи дан старт новому инвестиционному циклу. В частности, планируется перевод в Санкт-Петербург новых крупных компаний, таких как Объединенная судостроительная корпорация и Федеральная пассажирская компания.

Особо Александр Беглов акцентировал внимание на готовности города к широкому внедрению современных информационных технологий в налоговой сфере. «В качестве экспериментальной площадки для налоговых новаций и IT-проектов традиционно выступает Москва. Уверен, что «перезагрузка» наших подходов к работе, а также экономический, кадровый и научный потенциал Петербурга позволят составить конкуренцию столице и другим лидирующим регионам страны», - заявил он.

Подводя итоги работы ведомства в целом, глава Налоговой службы отметил, что ФНС России продолжает положительную тенденцию по налоговым поступлениям. В 2017 году прирост составлял 20%, в 2018-м – 23%. За пять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 9,5 трлн рублей (+15,7%), в федеральный бюджет - 5,1 трлн рублей с ростом на 15,7%.

Налога на прибыль поступило более 2,2 трлн рублей (+ 28,9%), НДС – 1,6 трлн рублей (+ 13,1%), НДФЛ – 1,5 трлн рублей (+ 9,9%). Прирост поступления НДФЛ существенно превышает динамику заработной платы (+ 6,6% в январе-апреле 2019 года). Поступления страховых взносов также растут высокими темпами. За пять месяцев 2019 года поступило 2,7 трлн рублей, что на 10,2% больше и на 3,6 п.п. превышает рост заработной платы.

Михаил Мишустин отметил, что ФНС России продолжает снижать административную нагрузку на бизнес. Это подтверждают и независимые источники, о которых Президенту России докладывал уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Так, в первом квартале 2019 года количество выездных налоговых проверок сократилось на 36% и составило 2,7 тыс. (в первом квартале 2018 года – 4,1 тыс.). При этом поступления по выездным проверкам выросли на 10% и составили 48 млрд рублей. Благодаря АСК НДС-2 за три месяца 2019 года налогоплательщики добровольно уточнили свои обязательства на сумму почти 29 млрд рублей с ростом в 2,4 раза.

Применение цифровых технологий и развитие аналитических инструментов Службы позволило разработать стандарт по реализации отраслевых проектов пресечения схем необоснованной налоговой оптимизации. Так, при содействии ФНС России создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК, которая насчитывает 8 тысяч участников. В рамках отраслевого проекта по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации в мае запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов. Поступление НДС в бюджет от участников в первом квартале текущего года составило 2 млрд рублей, что в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Совместно с правоохранительными органами, Центральным Банком и Росфинмониторингом ФНС России продолжает работу по «очистке» налоговой среды от так называемых фирм-однодневок. Количество компаний с такими признаками составляет всего 4% (или 156 тысяч) от числа компаний, зарегистрированных в ЕГРЮЛ.

Следующим шагом развития налогового контроля станет совместный с ФТС России пилотный проект документальной прослеживаемости импортных товаров, отметил Михаил Мишустин. «Это освободит рынок от недобросовестных участников, будет препятствовать занижению таможенной стоимости товаров, и в то же время снизит количество проверок и административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности», - отметил руководитель ФНС России.

В перечень прослеживаемых импортных товаров на первом этапе будут включены промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски, детские кресла для автомобилей. Эксперимент уже начался, параллельно завершается проработка соответствующей законодательной базы.

В настоящее время 10 компаний готовы принять участие в проекте, шесть из них (Panasonic, Яндекс-Маркет, МЕТРО АГ, ПАО «Детский мир», Hisense) уже предоставили тестовые данные - 2,5 тысячи счетов-фактур по операциям с прослеживаемыми товарами.

Завершается реформирование системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. Крупнейшие налогоплательщики разделены по отраслевому признаку и администрируются экстерриториально в восьми межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Еще один проект по обеспечению экстерриториальности администрирования крупного бизнеса, а также снижению административной нагрузки – это налоговый мониторинг. В феврале 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев высоко оценил работу Службы по этому направлению и поручил ФНС России совместно с компаниями с государственным участием подготовить план перехода на налоговый мониторинг до 2024 года. 48 крупнейших компаний уже заявили о переходе на налоговый мониторинг с 2020 года.

«Кроме того, до конца года ФНС России запустит Реестр рисков – комплексную систему, которая позволит создать модели оценки, а также отраслевые карты для своевременного информирования налогоплательщиков о возможных рисках. Таким образом, мы всё больше смещаем акцент в сторону превентивного налогового контроля. Рассчитываем, что это повысит уровень доверия налогоплательщиков к налоговым органам», - отметил Михаил Мишустин.

С января 2019 года иностранные поставщики электронных услуг уплачивают НДС в российский бюджет независимо от того, кто покупатель – физическое лицо или компания. Сумма налога, начисленная за первый квартал, составляет 12 млрд рублей. Для сравнения за весь 2018 год от иностранных интернет-компаний поступило 12,2 млрд рублей.

70% начислений по НДС обеспечивают такие известные компании, как Google, Apple, Facebook, Microsoft, Sony Interactive, Booking.com, Amadeus, Discovery, Bloomberg. Всего на учет встали 1580 иностранных компаний.

Михаил Мишустин обратил внимание, что новые подходы к контрольной работе напрямую отражаются на показателях досудебного и судебного урегулирования споров. Количество рассмотренных жалоб на результаты выездных налоговых проверок снизилось на 42%, что пропорционально снижению их количества. Сократилось число обращений в суды после досудебного рассмотрения жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах (на 11,4%). На 23% меньше дел рассмотрено в судах по результатам выездных налоговых проверок.

Глава ФНС России также оценил работу с задолженностью, отметив, что показатель DTI (debt to income) – отношение долга к доходам, - составляет 7,4%. «Это лучшее значение за последние пять лет администрирования долга», - подчеркнул Михаил Мишустин.

В ходе процедур банкротства сохраняется тенденция увеличения роли согласительных процедур. Поступления в бюджет выросли на 10,6% и составили 9 млрд рублей, это 33,4% от всей суммы поступлений по банкротству.

Продолжая тему проектов ФНС России, глава ведомства подвел итоги реформы контрольно-кассовой техники. 975 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, преимущественно занятых в сфере торговли и общественного питания, зарегистрировали уже 2,6 млн онлайн-касс.

До 1 июля 2019 года в рамках третьего этапа реформы на новый порядок касс должны перейти:

  • индивидуальные предприниматели сферы услуг на ЕНВД и патенте;
  • все индивидуальные предприниматели сферы торговли, общепита на ЕНВД и патенте, имеющие наемных работников;
  • налогоплательщики на УСН сферы услуг, кроме услуг общепита, при наличии наемных работников;
  • ИП в сфере вендинга без наемных работников.

«Внедрение новой технологии ККТ дает возможность существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. Сейчас рассматривается законопроект об отмене обязанности представления декларации по УСН и ведения книги учета доходов. По экспертным оценкам, не менее 800 тысяч налогоплательщиков смогут воспользоваться этим правом», - заявил Михаил Мишустин.

Окончание реформы ККТ планируется через два года. Президент России поддержал отсрочку для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, занятых в сфере работ и услуг, или реализующих товары собственного производства.

«Для этой наиболее чувствительной категории налогоплательщиков планируется сделать плавный переход, в том числе, для выбора наиболее удобного для них налогового режима. Имею в виду новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход», - добавил Михаил Мишустин.

Он отметил, что в эксперименте уже зарегистрировались более 107 тысяч налогоплательщиков, которые выдали 9,3 млн чеков на общую сумму 8,2 млрд рублей. Сумма уплаченного налога составила 127 млн рублей.

Проект идет в четырех субъектах РФ, но многие регионы уже готовы принять соответствующие законы на своей территории. Одно из главных преимуществ НПД – это простота регистрации, администрирования и низкие налоговые ставки: 4% и 6% в зависимости от категории покупателя. При этом в консолидированный бюджет субъекта распределяется 63%, в фонд обязательного медицинского страхования – 37%.

Кроме того, ожидается, что в мобильном приложении появится возможность отчисления взносов в ПФР для тех участников, кто хочет добровольно формировать пенсионные накопления.

Внедрение передовых технологий в налоговое администрирование вызывает активный интерес многих зарубежных налоговых администраций. Ежегодно растет число иностранных делегаций, желающих ознакомиться с цифровыми решениями в налоговом администрировании (АСК НДС, АСК ККТ, система прослеживаемости, электронные сервисы).

В настоящее время начинается проект по оказанию технического содействия налоговым органам Республики Узбекистан, в рамках которого будут выполнены работы по реинжинирингу бизнес-процессов, созданию системы работы с налогоплательщиками и совершенствованию системы налогообложения имущества на основе кадастровой оценки.

В ближайшее время по поручению Председателя Правительства РФ также начнется аналогичный проект по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров, а также информационной системы в налоговой сфере Кыргызской Республики.

В заседании также приняли участие полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Александр Гуцан, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, председатель Попечительского Совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов, директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов, представители центрального аппарата ФНС России и руководители территориальных налоговых органов, а также федеральных и региональных органов власти.