ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Нижегородской области в 2022 году

Дата публикации: 13.01.2023 10:50

В 2022 году в Управление поступило на рассмотрение  2947 обращений граждан, из них 796 интернет – обращений направлены в Управление через интернет – сервис «Обратиться в ФНС России», 37 обращений направлено через интернет – сервис ЛК-2, 37обращений направлено через интернет – сервис ЛК ИП и  40 обращений направленно с сайта GOSUSLUGI.RU, направлено для рассмотрения в Управление: из ФНС России 502 обращения; из МИ ФНС России  по  ЦОД № 2, семьдесят три обращения; из  налоговых органов 288 обращений.

Анализ тематики писем граждан, поступивших за отчетный период в Управление, показывает, что существенный удельный вес обращений составляли обращения по вопросу контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, их число составило 385 обращений или 13% от общего числа поступивших обращений. Граждане,  в своих обращениях, информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также  о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке.

 Одновременно с этим, значительное количество писем касалось вопроса рассмотрения в административном порядке принятого по обращению решения или действия (бездействие) при рассмотрении обращения, а также обжалования вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера, их число составило 343 обращения или 11,6% от общего количества поступивших писем.

Так же большое количество писем направлено по налогу на доходы физических лиц - 328 обращений или 11,1% от общего количества поступивших писем. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставления имущественного и социального налогового вычета, а также порядка декларирования полученного дохода от различного рода деятельности.

Актуальными  темами в 2022 году были обращения по вопросам: задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов; контроля и надзора в налоговой сфере; организации работы с налогоплательщиками; уклонения от налогообложения; возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов; учета налогоплательщиков; налога на имущество; налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов;  получения налоговых уведомлений; налоговых преференций и льгот и др.

Основная часть обращений, поступивших в территориальные налоговые органы Нижегородской области, в 2022 году касалась вопросов: задолженности по налогам и сборам (7909 или 19,5% от общего количества обращений); налога на доходы физических лиц (5954 или 14,7% от общего количества обращений); налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов (4637 или 11,4% от общего количества обращений); возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов (4348 или 10,7% от общего количества обращений); налога на имущество (3120 или 7,7% от общего количества обращений).

Основными причинами направления обращений явились: приостановление операций по расчетным счетам; несогласие с начисленными суммами пени; доступ к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом; оплата налогоплательщиком произведена, но по факту разбирательств на основании обращения выявляются ошибки, которые допустил сам налогоплательщик в расчетном документе; несогласие с задолженностью по налогам, образовавшейся в карточках расчета с бюджетом; сроки проведения возврата излишне уплаченных денежных средств; частичное проведение возврата излишне уплаченного НДФЛ, в связи с проведением зачетов переплаты в счет уплаты имеющейся задолженности; приостановление мобилизованным лицам, на период прохождения ими военной службы действий, исполнительного производства по задолженности, находящейся на взыскании в службе судебных приставов. 

Значительный объем заявлений граждан составили вопросы налогообложения доходов  физических лиц. Граждане интересовались порядком предоставления социального и имущественного налоговых вычетов, перечнем документов, необходимых для подтверждения права на получение налоговых вычетов, ходом проведения камеральных проверок налоговых деклараций, порядком предоставления деклараций через «личный кабинет налогоплательщика», интересовались статусом и сроками окончания камеральной проверки по декларации. В центре внимания остаются вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты НДФЛ при отчуждении (приобретении) имущества, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности.                                          

Актуальными остаются вопросы граждан о сроках возврата излишне уплаченных денежных средств, информирование о неверно указанных обязательных реквизитах платежных документов (КБК, ОКТМО, получатель платежа, налоговый период), о нарушении сроков возврата (зачета) сумм налога и государственной пошлины, а также вопросы о направлении разъяснений, связанных с подачей заявления на возврат (зачет) сумм налога  и государственной пошлины.

Также, большое количество писем налогоплательщиков касались вопросов правильности исчисления имущественных налогов физических лиц, актуализации сведений об объектах недвижимости в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика», предоставления льгот по имущественным налогам,  переноса  сроков уплаты  по имущественным налогам мобилизованным лицам.

В целях повышения уровня информированности налогоплательщиков, в 2022 году проводилась работа по индивидуальному и публичному информированию.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков проводилось по телефону справочной службы и при обращении налогоплательщиков с запросами в устной форме.

Публичное информирование проводилось через средства массовой информации, семинары, размещение социальной рекламы в виде печатной продукции, аудио и видеороликов.

С целью устранения причин и условий, способствующих повышенной активности обращений граждан, должностные лица налоговых органов: приглашают физические лица на комиссии по вопросам урегулирования задолженности, на которых проводят информационно-разъяснительную работу; направляют запросы в регистрирующие органы, посредством межведомственного взаимодействия, для уточнения данных; проводят совместные совещания с государственными органами по вопросам полноты и качества передаваемых сведений; издают и распространяют информационные брошюры; проводят Дни открытых дверей для налогоплательщиков.

Проведены следующие публичные слушания с налогоплательщиками: «долговой центр: цель создания, функции и порядок взаимодействия с налогоплательщиками»; «единый налоговый счет: возможности и преимущества»; «банкротство – новации правоприменительной практики»; «самозанятые. Преимущества налогового режима. Использование самозанятых для минимизации налогов и сборов»; «актуальные вопросы контрольной работы налоговых органов».

Проведены следующие вебинары с налогоплательщиками: «итоги отчетной кампании по прослеживаемости товаров. Основные ошибки налогоплательщиков», «Актуальные вопросы использования электронной подписи в 2022 году»; о работе ситуационного центра в налоговых органах Нижегородской области; «меры поддержки бизнеса и граждан в связи с недружественными действиями отдельных государств и складывающейся экономической ситуацией»; «о создании и работе Регионального ситуационного центра при УФНС России по Нижегородской области»; «единый налоговый счет: возможности и преимущества», «Актуальные вопросы использования электронной подписи и применения машиночитаемой доверенности (МЧД)»; «имущественные налоги физических лиц»; «введение института ЕНС».

С целью контроля своевременного исполнения обращений на постоянной основе проводятся следующие мероприятия: ежедневный мониторинг сроков исполнения обращений; ежедневное информирование начальников структурных подразделений, делопроизводителей и исполнителей о сроках исполнения обращений; еженедельный мониторинг сотрудниками Управления состояния исполнительской дисциплины по обращениям в территориальных налоговых органах Нижегородской области; подготовка и направление руководству территориальных налоговых органов Нижегородской области аналитических справок о состоянии исполнительской дисциплины по обращениям граждан; осуществление на постоянной основе консультирование сотрудников Управления, налоговых органов Нижегородской области о порядке работы и сроках рассмотрения обращений граждан; подготовка и направление информационных писем в территориальные налоговые органы Нижегородской области об усилении контроля  за состоянием исполнительской дисциплины. 

В 2022 году на контроль поставлено 2900 обращений из 2947, поступивших на рассмотрение в Управление.

Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан в 2022  году допущено не было.

В приемную УФНС России по Нижегородской области  в 2022 году обратилось 18 граждан. Всем обратившимся были даны подробные разъяснения специалистами Управления.