ENG

Региональное Управление провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 28.11.2018 17:24

Специалисты Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области 27 ноября 2018 года в рамках  «Единого дня контрольно – надзорных органов» провели публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

«Единый день контрольно – надзорных органов» организован уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новгородской области Ю.В.Михайловым в соответствии с решением комиссии по проведению административной реформы в Новгородской области. Публичные обсуждения прошли в Большом зале Правительства Новгородской области.

В мероприятии также приняли участие: представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств, общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов, налоговыми органами Новгородской области активно проводится политика открытого диалога с налогоплательщиками, направленная на предупреждение налоговых нарушений. Результатом такого подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок при одновременном повышении их результативности.

Так, за 9 месяцев 2018 года налоговыми органами области проведены 22 выездные налоговые проверки (за 9 месяцев 2017 года – 51 проверка), дополнительно начислено в бюджет платежей в сумме 128 млн рублей. Проведено 193 тыс. камеральных налоговых проверок, в ходе которых дополнительно начислено в бюджет 142 млн рублей. Всего по результатам контрольной работы поступило в бюджет 391 млн рублей.

Проведено 69 проверок по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, нарушения выявлены в ходе 67 проверок  (97,1 %). По результатам выявленных нарушений предъявлены штрафные санкции на сумму 1,6 млн рублей, из которых поступило 1,3 млн рублей.

Начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Управления Н.В.Степанова в своем выступлении отметила, что в настоящее время роль имущественных налогов возросла. Имущественные налоги являются постоянным и надежным источником формирования региональных и местных бюджетов. Субъекты РФ принимают различные нормативные правовые акты, стремясь увеличить их роль в формировании региональных и местных бюджетов.

Имущественные налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоговые доходы от налога на имущество организаций и транспортного налога зачисляются в бюджет субъекта по нормативу 100%. Аналогично по нормативу 100% зачисляются в местный бюджет налоговые доходы от земельного налога и от налога на имущество физических лиц. За 10 месяцев 2018 года поступление имущественных налогов составило 4,3 млрд. руб. с ростом 12,2 % к уровню прошлого года.

Реформирование системы имущественного налогообложения ежегодно становится составной частью налоговой политики государства. Н.В.Степанова рассказала  об изменениях, которые коснулись налогообложения имущества в 2018-2019 гг. и напомнила присутствующим о приближающемся сроке уплаты имущественных налогов физических лиц (3 декабря) и последствиях неуплаты налогов. 

О проблемных вопросах банкротства юридических и физических лиц в своем докладе рассказал начальник отдела процедур банкротства Управления А.А.Хохлов.

Процедура банкротства является одним из инструментов урегулирования задолженности. С момента централизации функций по обеспечению процедур банкротства на уровне Управления значительно возросло число процедур банкротства, инициированных уполномоченным органом.

Управлением ФНС России по Новгородской области в 2018 году направлено 100 заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) на общую сумму 428,3 млн. рублей, что больше аналогичного периода 2017 года на 33 заявления (67 заявлений с суммой долга 144,6 млн.руб.)  и 2016 – на 89 заявлений (11 заявлений с суммой долга 39,1 млн.руб.).

Уполномоченный орган принимает меры по инициированию процедур только в отношении эффективных дел о банкротстве, в целях обеспечения роста поступлений в бюджет в результате погашения налогоплательщиком задолженности после принятия уполномоченным органом решения о подаче заявления либо в ходе дела о банкротстве, как в добровольном порядке, так и за счет пополнения конкурсной массы в процедуре банкротства.

Следует отметить, что Управление при принятии мер по инициированию процедур банкротства не преследует цель банкротства должника и участие в процедуре банкротства любой ценой. Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят погасить долг, но по объективным причинам не могут сделать это сразу, уполномоченный орган готов рассматривать проекты мировых соглашений.

В текущем году количество процедур банкротства существенно возросло по сравнению с предыдущими годами. По состоянию на 01.01.2018 г. в процедурах банкротства находилось 237 должников  с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов 1,6 млрд. рублей. По состоянию на 01.10.2018 их количество выросло до 300.

На настоящий момент в процедуре наблюдения находятся 20 должников, в процедуре внешнего управления – 1 в процедуре конкурсного производства – 160 должников, в процедуре реструктуризации долгов гражданина – 39 должников, в процедуре реализации имущества гражданина – 80 должников.

В последнее время произошли значительные изменения в законодательстве о банкротстве, благодаря которым существующая модель использования механизма банкротства как средства уклонения от уплаты долгов перестала быть экономически оправданной. В частности, введен институт банкротства физических лиц; налоговые органы получили право самостоятельно штрафовать недобросовестных руководителей должников, уклоняющихся от подачи заявления о своем банкротстве; внесены изменения в части привлечения контролирующих лиц должника, закреплены положения о раскрытии информации о банкротствах и т.д. А.А.Хохлов подробно остановился на указанных изменениях в законодательстве о банкротстве.

Начальник отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля А.Ю.Мальков рассказал о программном комплексе «АСК НДС-2», применяемом налоговыми органами при администрировании налога на добавленную стоимость. Система разработана для автоматизации выявления налогоплательщиков, неправомерно предъявивших в представленных декларациях НДС к вычету, а также не исчисливших НДС.

Использование «АСК НДС-2» в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС позволяет в автоматизированном режиме выявлять расхождения в представленных налоговых декларациях и отправлять налогоплательщикам в автоматическом режиме Требования о предоставлении пояснений, а также на основании расхождений, не закрытых на этапе требования, формировать списки документов, необходимых для истребования у налогоплательщика.

В случае выявления ошибок, свидетельствующих о возможных недобросовестных действиях налогоплательщиков, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля, включая истребование у налогоплательщиков документов, на основании которых применяются спорные налоговые вычеты, а также пояснений о причинах выявленных расхождений.

По результатам анализа представленных налогоплательщиком документов и пояснений, а также с учетом иной информации, имеющейся у налогового органа, выявляются так называемые «сомнительные», или «схемные» операции. В случаях, когда установлено наличие расхождений между данными покупателя и продавца, влекущие неуплату налога, а также использование в целях занижения налоговых обязательств фирм-«однодневок», налогоплательщикам направляются требования о представлении пояснений либо представление уточненной налоговой декларации с исключением сомнительных вычетов.

Также налогоплательщики приглашаются на заседания комиссии по легализации налоговой базы с целью побуждения к отказу от использования схемы и исключения сомнительного контрагента из состава вычетов путем представления уточненной декларации.

В случае непредставления уточненной декларации проводится  полный комплекс мероприятий налогового контроля, включающий истребование пояснений, документов, анализ движения денежных средств на расчетных счетах, встречные проверки контрагентов, осмотры, допросы и т.д. В итоге налоговый орган доначисляет налоги, пени и штрафные санкции либо по результатам камеральной проверки, либо рассматривается вопрос о назначении выездной налоговой проверки.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих  представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, руководитель Управления А.Г.Веселов  отметил, что публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам. Наша главная цель – переориентировать работу в области контроля и надзора на предупреждение нарушений обязательных требований и повысить информированность налогоплательщиков.