ENG

Справка по УФНС России по Новгородской области (включая подведомственные налоговые инспекции) о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией за 2015 год

Дата публикации: 01.02.2016 17:20 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В налоговые органы Новгородской области за 2015 год поступило на рассмотрение 12307 обращений граждан, в том числе 3864 (31,4 %) обращения направлены по сети Интернет через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», 534 (4,3 %) обращения – через сервис «Обратиться в ФНС России» сайта ФНС России, 4 (0,03 %) обращения поступило из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Согласно проведенному анализу, темп роста числа обращений во втором полугодии  2015 года существенно увеличился по сравнению с началом года. Так, во 2 квартале 2015 года число обращений увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 1 кварталом, в 3 квартале рост числа обращений составил 24,8 % по сравнению со 2 кварталом,  в 4 квартале рост числа обращений составил 8,5 % по сравнению с 3 кварталом.

Также, ежегодно прослеживается тенденция к значительному увеличению доли Интернет – обращений, что обусловлено развитием информационных технологий в деятельности налоговых органов, обеспечению доступа граждан и организаций к предоставлению государственных услуг в электронной форме, а также возрастанием активности  самих граждан. В 2015 году количество Интернет – обращений возросло в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом (в 2014 году поступило 2477 Интернет-обращений), и в 2,2 раза по сравнению с 2013 годом (в 2013 году поступило 1963 обращений).

В отчетном периоде специалистами УФНС России по Новгородской области и межрайонных ИФНС  России по Новгородской области в установленный законодательством срок подготовлены ответы на 6377 обращений граждан. По состоянию на 01.01.2016 года 126 обращений находятся на рассмотрении. Отдельные обращения квалифицированы как повторные, либо аналогичные по содержанию, в качестве дополнения к имеющейся переписке, а также письма информационного характера,  не требующие ответа.

Анализ тематики писем граждан показывает, что наибольшее количество обращений связано с начислением налогов на имущество физических лиц (3664 обращений, или 29,8 %), транспортного (1529 обращения, или 12,4 %) и земельного налогов (1343 обращений, или 10,9 %). В основном, поступали Интернет – обращения с уточнением сведений, указанных в единых налоговых уведомлениях. По указанным обращениям Инспекциями направлены запросы в регистрирующие органы для актуализации данных, произведены начисления (перерасчет) налогов, заявителям направлены уточненные единые налоговые уведомления.

Высокую заинтересованность граждан вызывают вопросы, связанны с налогообложением субъектов малого бизнеса –   1225 обращений (10 %).

Актуальной темой среди вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, остается предоставление налоговых льгот и снижение ставок по имущественным налогам для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других льготных категорий граждан. По данной тематике поступило  920 обращений, или 7,5 % от общего количества.

Значительное количество обращений поступает по вопросам наличия задолженности по уплате налогов (386 обращений, или 3,1 %). Так, налогоплательщики часто обращались в связи с отражением в Интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» задолженности, фактически оплаченной на момент обращения. Заявителям сообщается, что произведенная уплата налоговыми органами учтена, а наличие задолженности в Интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» связано с проведением технологических работ. Перечисленные суммы будут отражены в карточках «Расчеты с бюджетом», а также в Интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в январе 2016 года.

По вопросам налогообложения доходов физических лиц поступило 1209 обращений, или  9,8 % от общего количества. Так, заявители обращались за разъяснениями по заполнению налоговых деклараций с целью получения социальных и имущественных налоговых вычетов и правильности их исчисления налоговыми органами, о наступлении момента возникновения права на налоговые вычеты, о сроках возврата денежных средств, перечне необходимых для его получения документов, а также предельном размере имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилого дома (квартиры, комнаты). Также граждане обращались за разъяснениями по поводу представления имущественных налоговых вычетов по доходам, полученным налогоплательщиками от продажи жилых домов, квартир, комнат или земельных участков. Один из нередко встречающихся вопросов - определение срока нахождения имущества в собственности с целью исчисления размера налоговой базы по НДФЛ.

Часть налогоплательщиков обращалась по вопросам обработки персональных данных (216 обращений, или  1,8 %). Налогоплательщики обращались в связи с  изменением документов, удостоверяющих личность, ФИО, места жительства, адреса проживания и пр. По информации, представленной налогоплательщиками  и регистрирующими органами, внесены изменения в базу данных. 

По вопросам зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов поступило 641 обращение, или 5,2 %. Так, налогоплательщики обращались с просьбой о зачете платежей в связи с ошибочно указанным ОКТМО, о перерасчете налогов и возврате переплаты на расчетный счет. Налогоплательщикам даны разъяснения в соответствии со ст.78 НК РФ.

По вопросам организации работы с налогоплательщиками - 420 обращений, или 3,4  процента.

По вопросам налоговых правонарушений и ответственности за их совершение – 36 обращений (0,3 %).

По налогу на добавленную стоимость - 96 обращений (0,8 %)

В 2015 году поступило 64 обращения (0,5 %) по вопросам обжалования решений государственных органов и должностных лиц. Основными предметами налоговых споров являлись: требование отменить либо изменить решение инспекции, принятое по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля, несогласие с доначислениями налогов по существу, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, отсутствие вины налогоплательщика во вменяемом ему правонарушении.

Отмечается повышенный интерес граждан к нарушениям налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов при осуществлении предпринимательской деятельности, недостоверности декларируемых доходов, применении схем «конвертных» выплат заработной платы работникам, незадекларированной сдачи квартиры внаем. Всего по данной тематике поступило 43 обращения, или 0,3 % от общего количества. В результате оказанного содействия Инспекциями проведены необходимые контрольные мероприятия, и при выявлении налоговых правонарушений  организации и должностные лица привлечены к административной ответственности.

По вопросам получения и отказа от  ИНН поступило 20 обращений (0,2 %). В частности, даны пояснения, что свидетельство о постановке на учет, выданное налоговым органом по прежнему месту жительства,  замене не подлежит.

По вопросам пользования информационными ресурсами – 36 обращений, или 0,3 %. Так, граждане интересовались возможностью подключения к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Всем обратившимся направлены подробные разъяснения, как в целях безопасности для подключения к сервису необходимо лично получить реквизиты доступа (логин и пароль)  в Инспекциях.

В течение 2015 года в адрес Управления поступило 107 обращений  (0,9  % от общего количества), направленных на рассмотрение в пределах компетенции из региональных и федеральных органов государственной власти.

Все обращения граждан, поставленные на контроль, налоговыми органами Новгородской области рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В 2015 году в Управление поступило 5 запросов о представлении информации о деятельности налогового органа. Ответы заявителям направлены своевременно в соответствии с федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В 2015 году для личного приема к руководству налоговых органов Новгородской области обратились 259 граждан, которым были даны подробные разъяснения по существу изложенных вопросов. В необходимых случаях были приняты письменные заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

В 2015 году Руководителем Управления Т.А.Екимовой четырежды проведен личный прием граждан в Приемной Президента Российской Федерации  в Новгородской области: 2 раза - в обычном порядке и 2 раза - по поручению Президента Российской Федерации. Всего в ходе личных приемов граждан в Приемной Президента Российской Федерации  в Новгородской области в обычном порядке и по поручению Президента Российской Федерации принято 3 гражданина. Обратившимся были даны подробные разъяснения по интересующим вопросам  со ссылками на Налоговый кодекс Российской Федерации.