ENG

Ответы на вопросы, рассмотренные в рамках круглого стола по применению налогового, валютного и таможенного законодательства организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность с резидентами Республики Казахстан

Дата публикации: 18.02.2019 14:03

Налоговое законодательство

Вопрос.
Необходимо ли апостилирование документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в целях применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан?

Ответ.
Апостилирование не требуется.
Соглашение между Министерствами иностранных дел Российской Федерации и Республики Казахстан от 15.03.2016 в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резиденство, выданных уполномоченными органами указанных государств, позволяет принимать эти документы без проставления апостиля.
Соглашение вступило в силу с 29.11.2016 (Нота Министерства иностранных дел Российской Федерации от 02.12.2016 № 22438/3дснг).

Вопрос.
Как действовать в случае несвоевременного предоставления контрагентом заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?

Ответ.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с разделом I «Общие положения» Протокола под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Согласно пункту 3 раздела II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Таким образом, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) является одним из основных и обязательных документов для подтверждения нулевой ставки.
Вместо заявления (заявлений) можно представить их перечень (п.п. 3 п. 4 Протокола). Форма и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@.
Документы, подтверждающие ставку НДС 0%, должны быть представлены в ИФНС России одновременно с декларацией по НДС за налоговый период (квартал), в котором они собраны.
В соответствии с п. 5 разд. II Протокола данные документы представляются в ИФНС России в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена ЕАЭС для плательщика НДС.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы НДС подлежат исчислению по ставке 20 (10)% с указанных экспортных операций и уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары (абз. 2 п. 5 Протокола, ст. 163, п. 3 ст. 164 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщик должен произвести пересчет суммы НДС за тот квартал, в котором произведена отгрузка товаров, увеличивая ее на сумму НДС, начисленную по неподтвержденному экспорту товаров по ставке 20 (10)%. Кроме того, при необходимости производится доплата соответствующей суммы НДС, а также начисление и уплата пеней (п. 1 ст. 75 Кодекса).
В случае представления налогоплательщиком документов (в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов), предусмотренных п. 4 Протокола, по истечении 180 календарных дней с даты отгрузки, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат (п. 5 Протокола, п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 Кодекса).

Вопрос.
Как рассчитывается и взыскивается НДС на товары происхождения КНР и стран СНГ, оформленные по процедуре выпуска для внутреннего потребления в РК и впоследствии ввезенные в РФ резидентами РФ?

Ответ.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В указанном документе не содержится норм о том, что они применяются только в отношении товаров, происходящих с территории государств - члена ЕАЭС.
В соответствии с разделом I «Общие положения» Протокола под импортом товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена. В данном случае ввоз товара осуществляется на условиях самовывоза.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения по НДС (п.п. 4 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 Кодекса).
Налог платит тот, кто декларирует ввозимый товар (подп. 7 п. 1 ст. 2, ст. 50 ТК ЕАЭС). При этом налог должны уплатить и те компании, которые не являются плательщиками НДС (например, применяют специальные налоговые режимы) или освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС на основании ст. 145 Кодекса.
Взимание НДС по товарам, приобретенным российской организацией у казахстанского поставщика и импортируемым на территорию РФ с территории Республики Казахстан, осуществляется российским налоговым органом по месту постановки на учет российского покупателя товаров (лица, к которому перешло право собственности на товары в соответствии с договором (контрактом)). Это следует из п. п. 13, 13.1 Протокола.
В соответствии с изложенным, при ввозе товаров на территорию РФ из Республики Казахстан НДС уплачивается российским покупателем.
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта) (абз. 1, 2 п. 14 Протокола).
Налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным НК РФ (п. 17 Протокола). В общем случае налогообложение осуществляется по ставкам 10% и 20%, предусмотренным ст. 164 Кодекса.
НДС уплачивается в срок до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет (п. 19 Протокола).
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза (в рассматриваемом случае - с территории Казахстана) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 20 Протокола, п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденного Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@).
Помимо налоговой декларации в налоговый орган подаются документы, перечисленные в п. 20 Протокола.

Валютный контроль

Вопрос.
Как избежать проблем, связанных с получением своевременной оплаты от покупателя при реализации товаров с отсрочкой платежа, так как реальных рычагов воздействия на покупателя нет, претензионные письма к покупателю малоэффективны, судебные издержки для малого и среднего бизнеса обременительны?

Ответ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В целях исключения проблем получения своевременной оплаты за поставленный товар резиденту необходимо до заключения внешнеторгового договора провести предконтрактную работу:
- изучить сведения о деятельности контрагента;
- провести мероприятия, направленные на выяснение деловой репутации контрагента, финансового положения (через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера, либо иными способами);
- принять формы обеспечения исполнения обязательств договора, а именно: выдача банковской гарантии, поручительство, залог, задаток, страхование риска, а также формы расчетов, минимизирующие риск их неисполнения – аккредитив, инкассо.
В случае неполучения своевременной оплаты за товар резиденту необходимо проводить претензионную работу: ведение переписки с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензий, предъявление после ответа на претензию искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы, и т.д.

Таможенное регулирование

Вопрос.
Имеются ли у таможенных органов РФ статистические данные о товарах, ввезённых в РК из КНР и стран СНГ, оформленных по процедуре выпуска для внутреннего потребления в РК и впоследствии ввезенных в РФ?

Ответ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС (далее – Правила).
Согласно Правилам на товары, перемещаемые между Российской Федерацией и государствами - членами ЕАЭС, подается статистическая форма учета перемещения товаров (статформа). В графу 15 статформы вносятся данные о стране происхождения товара, в том числе и страна происхождения по товарам, происходящим из Китайской народной республики и стран СНГ.
Таким образом, в том случае, если товары перемещаются из Республики Казахстан в Российскую Федерацию, то по информации, полученной из статформ, данные о товарах, ввезённых в Республику Казахстан из КНР и стран СНГ, у таможенных органов Российской Федерации имеются.

Вопрос.
Какое количество статистических форм оформляется в ФТС и какое – в Новосибирской таможне?

Ответ.
Учитывая положения приказа ФТС России от 10 августа 2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики», статистическая информация по показателям, не поименованным в Единой методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза (Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 № 210) в том числе количество статистических форм, относится к специальной таможенной статистике.
В соответствии с п. 5 ст. 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза данные специальной таможенной статистики формируются и используются только в целях выполнения задач, возложенных на таможенные органы.

Вопрос.
Имеют ли таможенные органы Российской Федерации доступ к информации об оформленных статистических формах и товарах в Республике Казахстан?

Ответ.
Таможенные органы Российской Федерации имеют доступ к информации, получаемой в рамках Меморандума о взаимодействии между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Агентством Республики Казахстан по статистике, по обмену статистической информацией во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Казахстан, об участниках внешнеэкономической деятельности, осуществляющих перемещение товаров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, содержащейся в транзитных декларациях, подающихся при перемещении товаров из Республики Армения в РФ или из РФ в Республику Армения, с территории Калининградской области на территорию государства - члена ЕАЭС, с территории государства - члена ЕАЭС на территорию Калининградской области, а также иных сведений и документов, имеющихся в распоряжении таможенных органов.