ENG

Вопросы досудебного урегулирования налоговых споров обсудили в рамках "прямой телефонной линии"

Дата публикации: 16.01.2014 09:30 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области проведена «прямая телефонная линия» по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров. На вопросы крупнейших налогоплательщиков ответила начальник правового отдела Балабанова Валентина Сергеевна.

Поступившие вопросы касались отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ  с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Предлагаем ознакомиться с ответами на наиболее актуальные вопросы, заданные налогоплательщиками.

Вопрос. Какие акты налоговых органов следует по новому закону обжаловать в Управление, чтобы соблюсти досудебный порядок обжалования?

Ответ. Обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц будет введен с 01.01.2014 года. До 1 января 2014 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Вопрос. Расскажите об изменениях, касающихся новых сроков обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
 
Ответ. Сроки на подачу  жалобы определены в зависимости от вида оспариваемого акта налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Так, статьями 139,139.1 НК РФ установлены следующие сроки:

- один месяц — для апелляционных жалоб на невступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- один год — для жалоб на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, а также для обжалования иных актов налогового органа ненормативного характера, действий (бездействия) их должностных лиц;

- три месяца — для жалоб в ФНС России на решения, вынесенные территориальными налоговыми управлениями по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Вопрос. Организация направила апелляционную жалобу на решение, принятое по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Может ли представитель организации присутствовать при рассмотрении жалобы?

Ответ. Порядок рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, регулируется статьей 140 НК РФ. Пунктом 2 указанной статьи закреплено, что  вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Вопрос. Может ли налогоплательщик при подаче апелляционной жалобы на решение налогового органа по налоговой проверке представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы, если данные документы не были ранее представлены в налоговый орган, которым принято оспариваемое решение?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 НК РФ в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 140 НК РФ предусмотрено, что документы, представленные одновременно с жалобой (апелляционной жалобой), или представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы, до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вопрос. В каких случаях вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу организации без рассмотрения?

Ответ. Статьей 139.3. Налогового кодекса РФ предусмотрены следующие основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части:

1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Вопрос. Если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный Налоговым кодексом РФ срок, вправе ли налогоплательщик обжаловать оспариваемое решение по налоговой проверке в судебном порядке?

Ответ. Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что с 2014 года вступит в силу норма о том, что в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом досудебный порядок будет считаться соблюденным.