ENG

Межрайонная ИФНС России №16 по Новосибирской области отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы по государственной регистрации

Дата публикации: 04.02.2014 08:57 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Вопрос №1: Как провести реорганизацию в форме выделения? Какие требования к оформлению разделительного баланса и передаточного акта.
 
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением соответствующего решения (ст. 13.1.  Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п.1.2 п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявителем при данном виде государственной регистрации должен являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) вступившим в законную силу 04.07.2013 (далее - Приказ) утверждены формы документов предоставляемых для государственной регистрации. 

Так, для представления в регистрирующий орган сведений о том, что юридического лицо находится в процессе реорганизации необходимо предоставить уведомление по форме Р12003, утвержденной Приказом с приложением решения о такой реорганизации. 

На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В соответствии с п. 1 ст. 60  ГК РФ, п.2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

В соответствии со ст. 60 ГК РФ требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

В тоже время положениями указанной статьи предусмотрено, что требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления  действий, связанных с реорганизацией юридического лица.

Учитывая изложенное выше, документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации  могут быть представлены в регистрирующий орган не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации, создаваемого юридического лица путем реорганизации в формы выделения, определен в п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 129-ФЗ и включает в себя:

1.    подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) ;
2.    учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности);

3.    разделительный баланс;

4.   документ об уплате государственной пошлины, в размере определенном ст. 333.33 Налогового Кодекса  Российской Федерации, а именно в размере 4 000 рублей;

5. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В случае, если выше указанный документ не представлен заявителем, то такой документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;

Заявителем при данном виде государственной регистрации в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ является руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, подпись и полномочия которого должны быть удостоверены в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст. 58 ГК РФ).

Требования к разделительному балансу установлены в ст. 59 ГК РФ. Так разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.  Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Вопрос №2. Порядок реорганизации юридических лиц в форме присоединения. Какие документы необходимо представить в регистрирующий орган? Необходимо ли представление документа об уплате государственной пошлины? Сроки государственной регистрации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ  реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (ст. 13.1.  Закона № 129-ФЗ).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) вступившим в законную силу 04.07.2013 (далее - Приказ) утверждены формы документов представляемых для государственной регистрации. 

Так, для представления в регистрирующий орган сведений о том, что юридического лицо находится в процессе реорганизации в регистрирующий орган необходимо предоставить заявление по форме Р12003 с приложением решения о такой реорганизации.

В соответствии с п.1.2 п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ Заявление, уведомление или сообщение представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявителем при данном виде государственной регистрации должен являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. 

На основании уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ, п.2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

В соответствии со ст. 60 ГК РФ требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

В тоже время положениями указанной статьи предусмотрено, что требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления  действий, связанных с реорганизацией юридического лица.

Учитывая изложенное выше, документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации  могут быть представлены в регистрирующий орган не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Каких либо особенностей при государственной регистрации реорганизации в том числе в форме присоединения юридических лиц являющихся некоммерческими организациями законодательством Российской Федерации не установлено.

В соответствии с п.3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) вступившим в законную силу 04.07.2013 (далее - Приказ) утверждена форма заявления о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (Р16003). При этом заявителем при данном виде государственной регистрации должен являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, подпись и полномочия которого должны быть удостоверены в нотариальном порядке (пп. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). 

В соответствии с законодательством о налогах и сборах за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина (ст.3 Закона № 129-ФЗ).

Вместе с тем при представлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица уплата государственной пошлины действующим законодательством не предусмотрена (п.3 ст.17 Закона №129-ФЗ).

Таким образом, представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица осуществляется без уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 129-ФЗ срок государственной регистрации составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Вопрос №3. Как зарегистрировать сведения о новом председателе ТСЖ?

Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ  в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в течение трех дней с момента изменения этих сведений,  представив в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме утвержденной, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) вступившим в законную силу 04.07.2013 (далее - Приказ) утверждены формы документов предоставляемых для государственной регистрации. 

Так, для представления в регистрирующий орган сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, представляется заявление по форме Р14001., подписанное  уполномоченным лицом, подлинность подписи которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Уполномоченным лицом при государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (п.1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами согласно пункту 1 статьи 53 ГК РФ.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, представляет его и интересы и совершает сделки (ст. 149 Жилищного Кодекса РФ).

Пунктом 5 ст.5 Закона №129-ФЗ установлено, что юридическое лицо, в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано уведомить об этом регистрирующий орган.

Исходя из указанных выше норм следует, что уполномоченным лицом на подписание заявления по форме Р14001, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица является вновь избранный руководитель, после фактического вступления в свои обязанности. 

Порядок свидетельствования подлинности подписи  на документе установлен Основами законодательства РФ о нотариате, утвержденными ВС РФ 11.02.93 № 4462-1 (далее - Основы). В порядке ст. 80 Основ нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ. В силу ст. 46 Основ, нотариус совершает удостоверительную надпись. Согласно ст. 51 Основ формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99 утверждена форма удостоверительной надписи при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма № 56), реквизитами которой являются, в том числе должность, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя.

Таким образом, для представления в регистрирующий сведений о новом председателе ТСЖ, в регистрирующий орган необходимо представить заявление, по форме Р14001 удостоверенное подписью вновь избранного председателя ТСЖ, подпись и полномочия которого должны быть проверены и удостоверены нотариусом по форме № 56.

Вопрос №4. Порядок регистрации потребительских кооперативов. Кто выступает заявителем при данном виде государственной регистрации, необходимо ли заявлять сведения об участниках потребительского кооператива?

В соответствии с п. 1 ст. 116 Гражданского Кодекса РФ Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Как установлено п. 6 данной статьи, правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о потребительских кооперативах.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.05.2012г. № 24139) вступившим в законную силу 04.07.2013 утверждены формы и требования документов предоставляемых для государственной регистрации при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон 129-ФЗ) представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п. 2.12 требований к оформлению документов представляемых в регистрирующий  орган листы заявления, содержащие сведения об учредителях по форме Р11001, заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

На основании изложенного выше, заполнение в заявлении по форме Р11001, сведений об участниках потребительского кооператива, действующим законодательством РФ  не предусмотрено.

В силу пп. «б» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ заявителями при государственной регистрации создания юридического лица выступают учредитель или учредители.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" порядок принятия решений о создании потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества. 

В таком случае заявителем при государственной регистрации может выступать учредитель потребительского кооператива - физическое лицо, являющееся представителем юридического лица и наделенное общим собранием  полномочиями на проведение процедуры государственной регистрации потребительского общества, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).