ENG

Отвечаем на актуальные вопросы крупнейших налогоплательщиков, касающиеся контролируемых сделок и налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами

Дата публикации: 04.04.2014 12:19 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области доводит до сведения ответы на актуальные вопросы крупнейших налогоплательщиков, касающиеся контролируемых сделок и налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами.

1.  Как производить самостоятельную корректировку  налоговой базы  по налогу  на добавленную стоимость в целях  реализации  положений  пункта 6 статьи 105.3  Налогового кодекса?

Ответ: Корректировки по налогу на добавленную стоимость отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Сумма недоимки по НДС, выявленной налогоплательщиком  самостоятельно по результатам произведенной корректировки,   на основании пункта 6 статьи 105.3  Кодекса должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период.  При этом за период  с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения  пени на сумму недоимки не начисляются.

Сумма корректировки налоговой базы по НДС и соответствующей  ей суммы налога по контролируемым сделкам, осуществляемой   в соответствии  с  пунктом   6 статьи 105.3 Кодекса,  отражается  налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по строкам 010 - 040  раздела 3 уточненной налоговой  декларации по НДС, представляемой  за истекшие налоговые периоды,  начиная  с  налогового периода за  1 квартал 2012 года.  При этом запись в дополнительном листе  книги продаж  за соответствующий налоговый период производится на основании документа (например, бухгалтерской  справки-расчета), свидетельствующего о  сумме  корректировки  налоговой базы  по НДС  и соответствующей сумме  исчисленного налога  в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных  (переданных) в соответствующем налоговом периоде.

2. Как производить самостоятельную корректировку  налоговой базы  по налогу  на прибыль организаций и соответствующей суммы этого налога в целях  реализации  положений  пункта 6 статьи 105.3  Налогового кодекса?

Ответ: Сумма корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса (включая корректировку при применении методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 Кодекса) указывается по строке 107 Приложения № 1 к Листу 02 налоговой декларации.

Одновременно с представлением налоговой декларации налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых  сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование  организации или индивидуального предпринимателя) и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

3. Обязаны ли налогоплательщики представлять документацию в целях налогового контроля по сделкам с ценными бумагами,  обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщики не обязаны представлять документацию в следующих случаях:
1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со статьей 105.4 Кодекса;
2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 Кодекса);
4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
В то же время по указанным сделкам налогоплательщик вправе представить документацию в добровольном порядке.

4. Обязаны ли налогоплательщики подавать Уведомление о контролируемых  сделках по месту нахождения обособленных подразделений?

Ответ: Согласно положениям статьи 105.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщик направляет Уведомление в тот налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете, то есть либо по месту своего нахождения (налогоплательщики-организации), либо по месту жительства (налогоплательщики-физические лица). Организации, отнесенные в соответствии со статьей 83 Кодекса к крупнейшим налогоплательщикам, представляют Уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Если в состав организации входят обособленные подразделения, то Уведомление сделках следует подавать только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации.

5. Что делать, если в представленном Уведомлении о контролируемых сделках обнаружены ошибки?

Ответ: В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка заполнения Уведомления при представлении в налоговый орган первичного Уведомления по полю показателя "номер корректировки" проставляется "0--", при представлении уточненного Уведомления - указывается соответствующий номер корректировки (например, "1--", "2--" и т.д.).

6. Допускается ли в случае наличия у организации очень широкого ассортимента продукции (аптечные товары, одежда, запчасти и т.п.)  при заполнении уведомления о контролируемых сделках в пунктах 030-110 и 130 Раздела 1Б указывать совокупно данные о предметах сделки и при этом не заполнять пункты 040, 043, 070, 130?

Ответ: В соответствии с пунктом 5.1. Порядка  заполнения Уведомления в разделе 1Б указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки. В листе 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разделе 1А. Для каждой операции заполняются пункты 030 – 150 раздела 1Б.

В то же время, согласно пункту 5.20 Порядка, если особенности отдельных видов экономической деятельности предполагают наличие сделок, предусматривающих непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя, то при неизменности условий поставок и иных показателей, отражаемых в пунктах 030 - 110 и 130 раздела 1Б Уведомления, допускается суммирование количества товара в указанных поставках и заполнение одного листа раздела 1Б. При изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в пунктах 030 - 110 и 130 раздела 1Б Уведомления, либо окончании отчетного периода суммирование прекращается.

Следует отметить, что Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 № 10012/12 положения Порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (утвержденные приказом ФНС России от 27.07.2012  № ММВ-7-13/524@) в части приложений № 1, № 2 и № 3, устанавливающих заполнение пунктов (полей) 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А; пунктов (полей) 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б; пунктов (полей) 020, 030, 060, 070, 080, 090 раздела 2; пунктов (полей) 020, 030 подраздела I раздела 3 (в части указания идентификационного номера физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); полей подраздела II раздела 3 (кроме сведений о гражданстве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) Уведомления признаны соответствующими Налоговому кодексу РФ.

7. Будет ли признаваться контролируемой сделка между двумя взаимозависимыми организациями, если одна из них находится на общей системе налогообложения, а другая на УСНО?

Ответ: Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что организации, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе УСНО, освобождены от обязанностей плательщика налога на прибыль (за исключением доходов по процентам и дивидендам). А пунктом 4 статьи 105.15 НК РФ установлено, что сделка признается контролируемой, если хотя бы одна ее сторона освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет по нему нулевую ставку как участник проекта "Сколково", а другая сторона или стороны - нет.
Таким образом, сделки между взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет УСНО, а вторая - общий режим, могут быть признаны контролируемыми, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн. руб.
Однако, для подачи уведомления о контролируемых сделках Федеральным законом от 18.07.2011 №227-ФЗ установлены переходные положения. Так, частью 7 статьи 4 указанного закона предусмотрена необходимость представления уведомления о контролируемых сделках за 2013 год, если сумма доходов по сделкам между организациями на ОСНО и УСНО превысит 80 млн. руб.

8. Каким образом будет проводиться проверка представленных в Уведомлении о контролируемых сделках сведений?

Ответ: На основе представленных налогоплательщиками Уведомлений о контролируемых сделках или Извещений территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, ФНС России  может принять решение о проведении проверки по контролируемой сделке. Полное название такой проверки - "проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" (пункт 1 статьи 105.17 НК РФ).
Цель такой проверки - установление факта соответствия (или несоответствия) применяемых налогоплательщиком цен по сделке уровню рыночных цен.

Если в ходе проверки у налогового органа возникнут вопросы, связанные с применением цен по конкретной сделке (группе однородных сделок), то в адрес налогоплательщика может быть направлено требование о представлении документации по сделке (сделкам) в соответствии с положениями статьи 105.15 НК РФ.

Такое требование может быть направлено налогоплательщику не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). То есть по сделкам, совершенным в 2013 году, требование о представлении документации может быть направлено налогоплательщику не ранее 1 июня 2014 года.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить документы (информацию) не только у проверяемого налогоплательщика, но и у других участников контролируемой сделки.

В 2013 году Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@, которым налоговое ведомство утвердило формы документов, применяемых при проведении проверок по контролируемым сделкам.