ENG

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области отвечает на актуальные вопросы, касающиеся контролируемых сделок

Дата публикации: 18.07.2014 07:22 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области доводит до сведения ответы на актуальные вопросы крупнейших налогоплательщиков, касающиеся контролируемых сделок и налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами.

1. В случае, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недостоверные сведения либо ошибки при заполнении уведомления о контролируемых сделках, вправе ли он представить в налоговый орган уточненное уведомление? Предусмотрена ли Налоговым кодексом РФ ответственность за представление уточненного уведомления о контролируемых сделках?

Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ вслучае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

При этом, поскольку первичное уведомление о контролируемых сделках, представленное в налоговый орган, содержало недостоверные сведения,  в соответствии со статьей 129.4 НК РФ предусмотрено привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.

В то же время, пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ, вступившего в силу с 02.05.2014) установлено, что основания для привлечения к ответственности по статье 129.4 НК РФ будут отсутствовать в случае, если налогоплательщик подал уточненное уведомление до момента, когда он узнал о том, что непосредственно налоговый орган установил факт внесения в уведомление недостоверных сведений о контролируемых сделках.

2. В случае непредставления налогоплательщиком в налоговые органы в установленный срок уведомления о контролируемых сделках или представления уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, ответственность, предусмотренная статьей 129.4 НК РФ, будет применяться за каждое уведомление о контролируемых сделках, либо за каждую контролируемую сделку (группу однородных сделок), содержащуюся в не представленной в установленный срок форме уведомления, или в отношении которой были представлены недостоверные сведения?

В соответствии со статьей 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 НК РФ.
Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.

Положения статьи 129.4 НК РФ применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

При этом размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или является недостоверной.
 

3. Признаются ли контролируемыми сделками в соответствии с разделом V.I части первой Налогового кодекса РФ сделки с беспроцентным займом и договоры поручительства?

Пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ установлено, что в целях Налогового кодекса РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.I НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учитывая изложенное, сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.I НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Таким образом, сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица в случаях, предусмотренных НК РФ, могут признаваться контролируемыми.


4. В каких случаях отсутствует необходимость в корректировке налоговой базы по налогу на прибыль вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 НК РФ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.I НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

При этом,  в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

Таким образом, если при осуществлении налогового контроля федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов будет установлено, что рассматриваемые сделки соответствуют определению предпринимательской деятельности (пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации) и условия данных сделок не отличаются от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то основания для корректировки налоговых обязательств такого налогоплательщика отсутствуют.

Так же пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ установлено, что при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 НК РФ.


5. Головная организация, формируя цену услуги, оказанной дочерним компаниям по принципу "вытянутой руки", применяет определенные методы, разработанные самостоятельно.  Можно ли данный метод и прилагаемые документы использовать дочерней компании для подтверждения рыночного уровня цен услуг?

Согласно пп. 2 пункта 1 статьи 105.15 НК РФ в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, налогоплательщик предоставляет по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники информации).

Кроме того, пунктом 2 статьи 105.15 НК РФ предусмотрено, что в целях налогового контроля налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

При этом согласно пункту 6 статьи 105.15 НК РФ деятельность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).