ENG

А. Легостаев: результаты работы за 2013 год вполне достойные

54 Новосибирская область

Дата публикации: 26.02.2014

Издание: Экономический еженедельник «Эпиграф», № 4 (863) 25.02.2014, рубрика «Налоги и Право», Людмила Удалкина
Тема: деятельность налоговых органов
Источник:  http://epigraph.info/component/content/article?id=36969

В Управлении ФНС России по Новосибирской области 21 февраля состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы налоговых органов Новосибирской области за 2013 год и основным задачам на 2014 год

Открыл заседание и выступил с основным докладом руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей Викторович Легостаев. Он сообщил, что по состоянию на 1 января 2014 года в налоговых органах состоит на учете более 141 тыс. юридических лиц и 66 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего же на территории области порядка 3 млн налогоплательщиков. За 2013 год количество юрлиц сократилось на 2 тыс., количество ИП – на 8 тыс. При этом отчетность представляют около 80 тыс. организаций, а налоги уплачивают около 60 тыс. «Это отрицательный фактор, поэтому перед нами стоит задача – на учете должны стоять только налогоплательщики, уплачивающие налоги», – подчеркнул руководитель УФНС.

К успехам докладчик отнес работу налоговых органов по снижению миграции юридических лиц. Так, количество юрлиц, изменивших адрес места нахождения на нашу территорию в 2013 год, уменьшилось в 2,6 раза, число прибывших в регион в результате реорганизации путем слияния или присоединения сократилось более чем в 3,4 раза.

Как пополнились бюджеты

Показатели социально-экономического развития Новосибирской области в 2013 году характеризовались положительной динамикой, что в целом способствовало росту поступлений налогов. Темпы увеличения объема валового регионального продукта, оборота организаций, индекс промышленного производства превысили общероссийский показатель.

Однако показатели, характеризующие финансовое состояние деятельности организаций, которые влияют на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций, имели отрицательную динамику. Как результат – уменьшилась сумма прибыли прибыльных организаций. Доля прибыльных организаций снизилась незначительно.

В Новосибирской области в 2013 году в консолидированный бюджет РФ поступило 133 млрд руб. администрируемых доходов. Это превышает уровень поступлений за 2012 год на 6 млрд руб., или на 4,8%. Отметим, что это выше общероссийских темпов роста (3,4%) и темпов роста по СФО (2,1%).
Непосредственно налоговыми органами Новосибирской области обеспечено поступление 117 млрд руб. (без учета поступлений от крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях). Темп роста поступлений составил 110%. Максимальный темп роста – на 22,7% – сложился по НДС, на 20,4% – по транспортному налогу. По НДФЛ поступления увеличились на 12,4%, опередив темп роста заработной платы.

Снижение поступлений отмечено по налогу на прибыль организаций (на 11,4%) и акцизам (на 4,8%). «По налогу на прибыль по России показатель еще ниже, но данный факт не радует и не является оправданием наших результатов, тем более учитывая, что снижение поступлений по налогу на прибыль не позволило обеспечить выполнение нами планового задания в областной бюджет», – посетовал А. Легостаев.

План поступлений в областной бюджет исполнен только на 85,9%, в бюджеты муниципальных образований – на 99,9%. Не обеспечено исполнение по налоговым доходам бюджета г. Новосибирска, а также бюджетов четырех муниципальных районов области.

Поступления в разрезе налогов

Оценку итогам работы по мобилизации налогов руководитель УФНС начал с НДС – именно этот налог характеризует развитие экономики субъектов РФ и наиболее ярко показывает уровень налогового администрирования.

За 2013 год исчисленная сумма налога с налоговой базы по сравнению с 2012 годом увеличилась на 34,2 млрд руб., темп роста – 108,9%. В то же время налоговые вычеты увеличились в меньшем размере – 108,2%.

Это позволило обеспечить главный положительный показатель – удельный вес заявленных налогоплательщиками вычетов (93,9%) снизился по сравнению с показателем 2012 года.
Заявленная к возмещению из бюджета сумма НДС за прошлый год – 11,3 млрд руб. Но в этой сумме числится заявленное возмещение только одного из ЗАО – 1,4 млрд руб., решение об отказе в отношении которого уже принято. Кроме того, следственным отделом УФСБ в отношении директора и учредителя ЗАО возбуждено уголовное дело.

Фактически возмещен НДС в сумме 9,5 млрд руб., что на 800 млн руб. меньше, чем за 2012 год.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2013 года уменьшилась на 1,4 млрд руб., или на 2,6% (итоги поступления за 2013 год будут известны в конце марта – прим. ред.).

Снижение налоговой базы, в основном, связано с опережающим темпом роста расходов над темпом роста доходов. На снижение поступлений этого налога существенно повлияло уменьшение налоговой базы налогоплательщиков, администрируемых межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам (на 6,5 млрд руб., или на 83%). У налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения на территории Новосибирской области, налоговая база также снизилась на 6,4 млрд руб., или на 18%.

Снижение налоговой базы повлияло на величину налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Результаты поступлений налога на прибыль А. Легостаев оценил, как одни из самых неприятных: «Тем более, что до 2013 года у нас была положительная тенденция к приближению нашей налоговой нагрузки к общероссийскому показателю. Считаем, что показатель налоговой нагрузки должен стать основным оценочным показателем в нашей работе по администрированию налога на прибыль. Мы также считаем, что данный оценочный показатель налоговой нагрузки должен стать связующим звеном при взаимодействии отраслевых министерств правительства с предпринимательским сообществом. Эти задачи нам нужно решать сообща, в том числе с помощью специалистов отраслевых министерств», – обратился А. Легостаев к присутствующему на заседании министру финансов областного Правительства.

Конечно, эти факторы не означают, что налоговики ничего не делали с позиций повышения налоговой нагрузки и увеличения поступлений налога на прибыль. В ходе контрольно-аналитической работы было доначислено налога на прибыль 1109 млн руб., получено 887 уточненных деклараций с суммой к доплате 252 млн руб., сокращены убытки на 4,6 млрд руб., есть результаты по легализации налоговой базы, когда налогоплательщики уменьшали убытки и увеличивали свои налоговые обязательства.

И только комплексный подход к показателям финансово-хозяйственной деятельности организаций, учет отраслевых особенностей и схем построения бизнеса может дать положительный результат в повышении налогового потенциала нашей области по налогу на прибыль, подчеркнул руководитель УФНС.
Треть всех налоговых поступлений обеспечил налог на доходы физических лиц – 41 млрд руб., – на 4,5 млрд руб. больше, чем за 2012 год.

К положительным итогам прошлого года А. Легостаев отнес увеличение на 2 тыс. количества налоговых агентов – юридических лиц, перечисляющих НДФЛ. «Но сама абсолютная сумма таких организаций – 56 тыс., и это крайне мало, учитывая, что у нас в госреестре числится 141 тыс. организаций. Даже по самым скромным подсчетам, общий недобор НДФЛ по области составляет 12 млрд руб. И ситуация в лучшую сторону меняется очень медленно».

Отсутствие примеров результативных контрольных мероприятий по привлечению к ответственности за выплату заработной платы «в конвертах», по мнению руководителя УФНС, не стимулирует налогоплательщиков к легализации заработной платы. На низком уровне находится и реклама социально-ответственного бизнеса.

Декларационная кампания, несмотря на ежегодный рост количества представляемых деклараций, не пополняет казну. Общая сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, по представленным декларациям составила 1,1 млрд руб., а сумма налога, заявленная налогоплательщиками к возврату из бюджета в связи с предоставлением налоговых вычетов, составила 3,1 млрд руб., и это на 600 млн руб. больше, чем в 2012 году.

Недостаток информации о полученных гражданами дополнительных доходах серьезно ограничивает возможности налоговых органов по дополнительному привлечению граждан к декларированию.

Очень перспективной является работа по привлечению к декларированию категории налогоплательщиков, инвестирующих денежные средства на этапе начала застройки с целью получения в дальнейшем дохода от переуступки прав требования по инвестиционным договорам. Нужен механизм получения налоговыми органами сведений о данных сделках.

Не работает система привлечения к декларированию физических лиц, получающих доходы от сдачи имущества в аренду. Более того, количество физических лиц, задекларировавших доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, в течение последних 2–3 лет сокращается и в 2013 году составило всего около 3 тыс. человек. При этом в собственности у 9,1 тыс. физических лиц, проживающих в г. Новосибирске, находится по 3 жилых объекта недвижимости и более.

Как подчеркнул А. Легостаев, контроль за арендой жилья – это не только источник пополнения бюджета. Это элементы правопорядка, миграционной политики, так важные для благополучия жителей города, что говорит о необходимости улучшения межведомственного взаимодействия по данному вопросу.

Имущественные налоги. За последние два года значительно улучшилось качество передаваемой информации от Росреестра в Управление ФНС по Новосибирской области, что позволило налоговым органам области увеличить начисления по земельному налогу (юридическим и физическим лицам) на 235 млн руб. и по налогу на имущество физических лиц – на 51 млн руб.

Кроме того, по результатам обработки сведений, полученных от органов ГИБДД, добавлено 12,7 тыс. транспортных средств. В результате начисления по транспортному налогу (юридическим и физическим лицам) возросли на 236 млн руб. и составили 1922 млн руб. В 2013 году собственникам имущества направлено 1,5 млн налоговых уведомлений, что на 140 тыс. больше, чем в 2012 году.

По состоянию на 01.01.14 г. из общей суммы исчисленных физическим лицам имущественных налогов в размере 2,2 млрд руб. в консолидированный бюджет области поступило 1,6 млрд руб. (темп роста составил 127%).

Фактически сложившийся уровень собираемости по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в Новосибирской области на начало года составил 74%, что на 5% превышает собственный показатель прошлого года, но при этом на 11% ниже, чем средний уровень собираемости этих налогов по СФО (85%).

Признавая проблему достоверности сведений, указанных в уведомлениях, качества доставки налоговых уведомлений до налогоплательщиков, все-таки основной причиной низкого процента уплачиваемости налога является недостаточная налоговая грамотность, низкая налоговая дисциплина населения, отсутствие чувства гражданской ответственности за неуплату налогов, считает руководитель УФНС.
Об этом свидетельствует и количество обращений граждан в налоговые органы, не согласных с исчисленной суммой налога или не получивших налоговые уведомления, – чуть более 5 тыс. человек, а это лишь 0,3% от изготовленных налоговых уведомлений.

А. Легостаев отметил необходимость повышения роли и активности администраций муниципальных образований региона в проведении информационно-разъяснительной работы среди населения. Налоговым органам предстоит продолжить кропотливую работу по повышению достоверности информационных ресурсов, на основании которых происходит начисление имущественных налогов.

О досудебном урегулировании налоговых споров

Количество поданных жалоб в 2013 году составило 757 единиц, количество рассмотренных судами налоговых споров увеличилось более чем в два раза (44365), в основном за счет прироста количества споров с физлицами по взысканию имущественных налогов. По общему количеству дел, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, процент составил 99%.

В то же время количество налоговых споров, рассмотренных судами с юрлицами, сократилось на треть, в основном за счет снижения почти в половину количества дел по заявлениям налоговых органов к юридическим лицам.

По итогам года показатель по сумме требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, зафиксировался на уровне 70%. Однако, несмотря на его относительную стабильность, он оказался ниже и среднероссийского показателя, и среднего показателя по СФО.

«Есть, конечно, объективные причины «проигрышей», такие как применение судами смягчающих обстоятельств и, как следствие, снижение штрафных санкций. Вместе с тем, 30% проигранных дел – это определенный брак в нашей работе, это некачественно собранная доказательная база получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Поэтому я обращаюсь к начальникам инспекций с требованием как минимум обеспечить дисциплинарное воздействие по каждому такому факту», – подчеркнул руководитель УФНС.
Основные итоги контрольной работы

В 2013 году налоговыми органами Новосибирской области дополнительно начислено 6,4 млрд руб., что на 17% ниже уровня 2012 года. По оценке руководителя УФНС, эти данные, а также невысокий уровень налоговой нагрузки, приходящийся на организации, свидетельствуют о наличии резервов по повышению доначислений. Прежде всего, это касается проведения ряда контрольных мероприятий, нужно также приложить максимум усилий по взысканию ранее доначисленных сумм
В 2013 году по результатам проверок налогоплательщиков в консолидированный бюджет поступило 3,7 млрд руб., что составляет 58% от общей суммы дополнительно начисленных платежей и на 19% выше уровня взысканий в 2012 году.

О задолженности

Важнейшим направлением деятельности налоговых органов, влияющим на конечный результат их работы в виде дополнительно поступивших налогов в бюджет, является урегулирование задолженности. Непростая ситуация сложилась по показателю совокупной задолженности. По состоянию на 01.01.14 г. общий размер совокупной задолженности по Новосибирской области составил 39,5 млрд руб. и увеличился к началу года на 7,8 млрд руб., почти на четверть.

Однако это не означает потерянный потенциал по наполнению бюджета. Как и ранее, значительное влияние на прирост задолженности оказывают организации-«мигранты». При расчете совокупной задолженности без «мигрантов» в целом по области А. Легостаев отметил снижение собственной задолженности и в 2012 и в 2013 годах. Так, за 2012 год снижение задолженности без «мигрантов» составило 4,0%, в 2013 году – 11,3%.

Одной из главных задач на 2014 год руководитель УФНС считает создание атмосферы нетерпимости к недобросовестным организациям, стремящимся путем миграции избежать налоговых проверок и взыскания задолженности.

Конечно же, налоговые органы применяли все меры по урегулированию задолженности. Из общей суммы поступлений в размере 117 млрд руб., поступления от применения мер принудительного взыскания составили 8,2 млрд руб. или 7%.

В частности, после направления налогоплательщикам более 1 млн требований в бюджет поступило 4,9 млрд руб., взыскано в бесспорном порядке с расчетных счетов налогоплательщика в банках на основании 232 тыс. инкассовых поручений – 2,2 млрд руб.

«Это большой объем трудоемкой работы, но с уверенностью можно сказать, что налоговые органы справляются с ним. При этом мы понимаем, что только технически задачу снижения задолженности не решить», – подчеркнул А. Легостаев. Среди задач и целей, которые нужно поставить перед собой на 2014 год, он назвал принципиальное изменение подходов во взаимодействии со Службой судебных приставов, ориентированном не на массовое возбуждение исполнительных производств, а на конечный результат через арест имущества и погашение задолженности. А работа подразделений, занимающихся сопровождением банкротства, должна быть ориентирована не на завершение процедур и списание задолженности, а на максимально возможное погашение задолженности перед бюджетом.

О взаимодействии налоговых и правоохранительных органов

В 2013 году работники внутренних дел приняли участие в 116 проверках, то есть в каждой 4-й проверке.

Все проверки высокоэффективные – доначисления на 1 совместную проверку составили 20,5 млн руб., при эффективности выездных проверок организаций по Управлению в целом 11,3 млн руб.
Не менее важным элементом взаимодействия является борьба с незаконным возмещением НДС. В результате проведенных контрольных мероприятий налоговым органам удалось отказать в возмещении 1,4 млрд руб.

Вместе с тем, в 2013 году из 10 материалов, находящихся на рассмотрении в органах внутренних дел (ст. 159 УК РФ), возбуждено только 1 уголовное дело (сумма ущерба – 8,2 млн руб.).

Вызывает озабоченность фактически безнаказанная деятельность лиц, использующих схемы неправомерного возмещения НДС, свидетельствующих о мошенничестве. Отсутствие возбуждения уголовных дел способствует дальнейшему совершению противоправных действий, направленных на хищение бюджетных средств, подчеркнул А. Легостаев.

Чуть лучше в количественном выражении выглядела совместная работа со следственными органами Следственного комитета. В течение 2013 года в следственных органах находилось на рассмотрении 229 материалов на сумму 4,2 млрд руб. по проверкам, содержащим признаки преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ.

Следственными органами было рассмотрено 144 материала, в отношении 17 материалов на общую сумму 1 млрд руб. возбуждены уголовные дела. В отношении 127 материалов приняты постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. При этом нет ни одного приговора, констатировал руководитель УФНС.

О новшествах

Но не только фискальными функциями наделены налоговые органы, продолжил докладчик. Большой перечень работ выполняется в части взаимодействия с другими органами власти.

Так, например, в рамках участия налоговых органов в реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» за 2013 год получено и обработано по системе межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) более 133 тыс. запросов от органов исполнительной власти (в 2012–м – всего 4 тыс. запросов).

«Безбумажный» способ взаимодействия с налоговыми органами предпочитают и налогоплательщики. Так, налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи представляют в инспекции 78% юридических лиц и 65% индивидуальных предпринимателей. ФНС России на ведомственном интернет-сайте предоставляет пользователям почти четыре десятка электронных сервисов.

Особенно удобен электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Свои личные электронные налоговые кабинеты для онлайн-общения с налоговыми органами в 2013 году открыли более 96 тыс. жителей региона. К началу этого года «Личными кабинетами» пользуются более 109 тыс. человек, или 4% населения Новосибирской области.

Спектр электронных налоговых сервисов расширяется: с 17 января 2014 года внедрен в промышленную эксплуатацию «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

Регистрирующие органы Новосибирской области вошли в число регионов, успешно реализовавших проект «Электронная регистрация». В 2013 году для госрегистрации организаций поступило 827 пакетов электронных документов – в два раза больше, чем за 2012 год.

Кроме того, в 2013 году поступило 1180 заявок физических лиц на госрегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей через интернет-сервис, в том числе с помощью мобильных устройств, не требующий наличия электронной подписи.

Руководитель УФНС назвал также некоторые новшества в работе инспекций. Так, прошедший год стал стартовым по внедрению фирменного стиля Федеральной налоговой службы в оформлении налоговых органов Новосибирской области. Элементы фирменного стиля были применены в трех инспекциях. Выполнен ремонт с соответствующим оформлением помещений для приема налогоплательщиков в инспекциях по Центральному и Железнодорожному районам Новосибирска, Едином регистрационном центре.

И в 2014 году внедрение фирменного стиля будет продолжено в инспекциях города Новосибирска, в 2015 году – в инспекциях области. К концу 2016 года все инспекции ФНС России Новосибирской области будут приведены к единому внешнему виду с использованием элементов фирменного стиля Федеральной налоговой службы.

О кадрах

За 2013 год произошли существенные изменения кадрового состава налоговых органов области. Из налоговых органов было уволено 705 работников (или 28,6% предельной численности), что объясняется сокращением с 01.01.13 г. предельной численности налоговых органов Новосибирской области на 333 единицы. Вместе с тем, уже с 1 октября была увеличена предельная численность и принято 507 человек.

В условиях обновления кадрового состава важной составляющей является работа по профилактике и противодействию коррупции. В 2013 году в отношении работников налоговых органов Новосибирской области возбуждено 4 уголовных дела.

А. Легостаев подчеркнул, что Управление и впредь будет проводить целенаправленную совместную с правоохранительными органами работу по выявлению фактов противоправных действий со стороны работников налоговых органов.

В этой связи он напомнил о требованиях главы ФНС России М. Мишустина к руководителям территориальных налоговых органов о принятии мер, направленных на усиление контроля за деятельностью своих подчиненных и исключение возможности использования ими служебного положения в личных корыстных интересах, предотвращение и пресечение любых коррупционных правонарушений.

Руководители налоговых органов несут персональную ответственность за совершение гражданскими служащими преступлений коррупционной направленности, а также за ненадлежащий контроль за деятельностью подчиненных, напомнил собравшимся руководитель УФНС.

Вместе с тем А. Легостаев уверен в том, что большинство сотрудников налоговых органов области – порядочные, профессиональные специалисты. Подтверждением чему являются «вполне достойные результаты работы за 2013 год».

Выступивший на заседании коллегии первый заместитель Председателя Правительства – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко дал высокую оценку уровню достоверности планирования и исполнению плановых назначений по налоговым доходам бюджета области.

Он отметил, что налоговые доходы составляют 71,4% собственных доходов бюджета Новосибирской области. При этом более 77% доходов направлено на финансирование социального сектора. По словам министра, область в меньшей степени, чем другие регионы рассчитывает на дотации. Поэтому, не ожидая высоких темпов экономического роста, он выразил надежду на повышение собираемости налогов. В частности, он обратил внимание на нерациональность рассылки налоговых уведомлений в ранние сроки, а также на необходимость качественного администрирования имущественных налогов физических лиц как резерва налоговых поступлений. Он отметил также быстрый рост недоимки по этим налогам.

Министр финансов проинформировал участников заседания, что ведется подготовка законопроекта Новосибирской области об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов. Он выразил надежду на совместную консультативную работу по выявлению узких мест.