ENG

Вопросы легализации «теневой» заработной платы обсудили в пресс-центре ГТРК «Новосибирск»

Дата публикации: 08.10.2014 08:12 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

По оценкам Всемирного банка доля «теневой» экономики России составляет 42%, а 20 миллионов человек трудоспособного возраста находятся вне легального предпринимательства и трудовых отношений.

Одной из форм проявления «теневых» экономических процессов является выплата заработной платы работникам «в конвертах». Работодатели, пытаясь снизить налоговую нагрузку, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Заключаются они в том, что официально работнику выплачивается только часть реальной заработной платы и именно ее размер указывается в трудовом договоре. Остальная же часть заработка, как правило, большая, выплачивается «в конверте». Эта часть заработной платы не отражается в официальных документах организации, соответственно, с этой выплаты организация не уплачивает налоги.

Выплата неучтенной заработной платы – это непоступление основного бюджетообразующего источника – налога на доходы физических лиц, за счет которого формируется более 40% собственных доходов бюджета Новосибирской области. Внебюджетные фонды недополучают страховые взносы, а значит, не в полной мере реализуются различные социальные проекты. А для работников получение неофициальной заработной платы – это частичное либо полное лишение социальных гарантий (выплат «больничных», «отпускных», выходных пособий и пенсий).

Пресс-конференция с представителями Управления Федеральной налоговой службы и Гострудинспекции по Новосибирской области прошла 7 октября 2014 года в пресс-центре «Встречи на Вертковской» ГТРК «Новосибирск».

На вопросы Жанны Заславской об ответственности работодателей, выплачивающих заработную плату «в конверте», и последствиях для работников, получающих неучтенные доходы, а также о том, как контролирующие органы борются с «теневым» зарплатами, отвечали руководитель УФНС России по Новосибирской области А.В. Легостаев, и.о. руководителя Гострудинспекции Новосибирской области Л.В. Поспелова, и.о. начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС России по Новосибирской области Г.Н. Климов.

Алексей Легостаев обратил внимание на то, что в 2014 году в Новосибирской области планируется обеспечить поступление в бюджет 45 миллиардов рублей налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом доля НДФЛ, которую работодатели не перечисляют в бюджет за счет выплаты «серой» зарплаты, составляет около 30% этой суммы.

В 2013 году в Новосибирской области 27 тысяч работодателей официально выплачивали заработную плату в размере ниже среднеотраслевого уровня по видам экономической деятельности. Среднесписочная численность работников этих организаций составляет 233 тысячи человек или 25% от среднесписочной численности работников Новосибирской области в 2013 году. В том числе около 19 тысяч работодателей выплачивали в 2013 году заработную плату в размере ниже установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области, которая составляет 9030 рублей для работников организаций внебюджетной и бюджетной сферы и 6200 рублей для работников организаций сельского хозяйства.

«Региональное соглашение в ближайшее время будет пересматриваться в целях увеличения сумм минимальной заработной платы, – заметила Людмила Поспелова. – Однако и эти минимальные зарплаты работодатели зачастую не выплачивают. Проведенные органами Гострудинспекции контрольные мероприятия позволили обязать работодателей доплатить работникам 5,5 млн. рублей».

Налоговые органы принимают меры организационного характера – приглашают работодателей на заседания комиссий по легализации заработной платы. В первом полугодии 2014 года на комиссиях всех уровней заслушано 1111 работодателей, из которых 652 (58,7%) представили документы об увеличении заработной платы до уровня, установленного Региональным соглашением и выше, что позволило дополнительно получить в консолидированный бюджет области НДФЛ в размере 24,2 млн. рублей.

Государственные и муниципальные структуры могут способствовать выводу зарплаты из «тени», заключая контракты только с теми представителями бизнеса, которые добросовестно исполняют обязанности налогового агента.

Одним из методов легализации заработной платы является сокращение наличного денежного оборота.

Руководитель УФНС России по Новосибирской области выразил уверенность, что борьба с «теневыми» зарплатами лежит не только в фискальной плоскости. Необходимо, чтобы представители бизнеса руководствовались принципом – «работать только с добросовестными контрагентами», а работники не считали, что перечисляя в бюджет минимальную сумму налога, вправе рассчитывать на социальные блага в полном объеме и требовать от государственных, региональных и муниципальных органов власти выполнения всех социальных программ.

Индикатором повышения уровня налоговой грамотности является стремление граждан самостоятельно исполнять обязанности налогоплательщика. Один из показателей – доля жителей региона, использующих электронный сервис Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В регионе количество пользователей сервиса приближается к 200 тысячам человек.

Пресс-конференция транслировалась 7 октября 2014 года с 16 до 17 часов в онлайн-режиме в сети Интернет с включением в прямой эфир телеканала «Россия-24».