ENG

Власти и бизнесу нужна взаимная поддержка в кризис

54 Новосибирская область

Дата публикации: 23.04.2015

Издание: Экономический еженедельник «Эпиграф» № 3 (886) от 23.04.2015
Тема: Деятельность налоговых органов
Источник:  http://epigraph.info/index.php?option=com_content&view=article&id=39177

С малым бизнесом не всё в порядке. Статистика отмечает, что люди уходят из сферы малого предпринимательства. Власти обещают, что сохранят прежние меры поддержки, бизнес требует большего: создания новых рынков, снижения процентов по кредитам, уменьшения числа проверок, изменения налоговых ставок.

В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ президент Владимир Путин много говорил о поддержке начинающих предпринимателей и малого бизнеса в России. Тему подхватили власти на местах и живо откликнулись на инициативу. Так, в рамках круглого стола в пресс-центре ТАСС с участием представителей правительства Новосибирской области, федеральных контрольных органов, депутатского корпуса Новосибирска, банковского и бизнес-сообщества обсуждали антикризисное взаимодействие власти и бизнеса.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка и заместитель председателя правительства – министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказывали о мерах стимулирования развития производственного сектора и антикризисных мерах, направленных на поддержку бизнеса.

По словам Сергея Сёмки, правительство региона постоянно мониторит ситуацию в экономике, на рынке труда и на системообразующих предприятиях области. При этом усилия власти нацелены на стимулирование развития производственного сектора, в том числе – импортозамещающих направлений. В федеральный Минпромторг от НСО поданы заявки о поддержке в части импортозамещения более чем 20 новосибирских предприятий.

Что касается малого бизнеса, то здесь правительство Новосибирской области занято корректировкой программ по областным фондам поддержки малого и среднего предпринимательства с целью повысить эффективность их работы. «Мы переформатируем работу Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. В частности, делаем одним из важных условий конкурса по размещению на депозитах банков средств Фонда количество займов, выданных под поручительства Фонда. Это должно стимулировать активность банков в выдаче кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства», – сообщил замгубернатора. – «Кроме того, по Фонду микрофинансирования Новосибирской области увеличены сроки предоставления микрозаймов в сумме до 1 млн руб. с одного до двух лет. В перспективе планируется увеличить сумму займов до 3 млн руб. Уже сегодня это позволяет выдавать 15–20 микрозаймов в неделю. Продлена и работа гарантийного фонда: с марта по гарантии фонда выдается порядка 8 кредитов в неделю, таких показателей не было за предыдущие два месяца», – поделился достижением С. Сёмка.

В свою очередь Ольга Молчанова рассказала о мерах стимулирования развития в области новых высокотехнологичных производств. Так, на развитие парковой инфраструктуры в областном бюджете этого года заложено свыше 500 млн руб. Регион также рассчитывает на получение гранта на поддержку инновационных кластеров от федерального Минэкономразвития. На федеральную помощь может рассчитывать и ещё один проект – «Сибирская биотехнологическая инициатива». Проект предполагает на основе межрегиональной кооперации предприятий Новосибирской, Томской областей и Алтайского края создание производств для выпуска средств защиты растений и премиксов для животноводства. На помощь от бюджета, по словам О. Молчановой, могут рассчитывать и оборонные предприятия в рамках разработки программы реиндустриализации
Однако бизнес больше интересовали прикладные аспекты поддержки и помощи. Здесь, судя по выступлению уполномоченного по правам предпринимателей в Новосибирской области Виктора Вязовых, проблем немало.

Бизнес-омбудсмен наряду с плюсами (а это и работа правительства над планом антикризисных мероприятий, и совместная деятельность с мэрией Новосибирска, Советом депутатов в вопросах размещения нестационарных объектов торговли, и снижение ограничения расстояния для ресторанов и кафе, и появление законопроекта по налоговым льготам) отметил и немало минусов, мешающих развитию бизнеса.

«Есть плохо объяснимые негативные новации. Некоторые из них были обозначены ещё в докризисный период, но сейчас они особенно мешают бизнесу. Так, именно сейчас вступили в силу изменения в административный кодекс: расширен круг правонарушений, увеличены суммы штрафов. С этого года следователям разрешили возбуждать налоговые дела без налоговой инспекции. Немало нареканий у представителей бизнеса относительно изменений в законе, согласно которым налог на имущество рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости. В числе проблем и лишение банков лицензий: если физические лица могут получить застрахованные средства, то юридические лица их не получают – даже те деньги, которые они направили на погашение налогов через внезапно прекративший деятельность банк», – рассказал В. Вязовых о том, что действительно мешает бизнесу.

Начальник контрольного отдела управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Сергей Аксёнов озвучил статистику службы о выездных проверках. В частности, по его словам, налоговики проверяют только 0,22 % общего количества налогоплательщиков в регионе. Однако общая сумма задолженности по проверке возросла за последний год с 6 млн руб. до 11 млн руб.

Выступления предпринимателей были яркими, но не всегда по адресу. Некоторые вопросы, могущие облегчить работу бизнеса, и, в частности, предложения по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, находятся вне компетенции регионального правительств. Точно также не может региональная власть снизить ставки по кредитам, не может она помогать и тем предприятиям, которые имеют задолженности перед бюджетом. Есть и ряд других ограничений.

Говорили предприниматели и о необходимости бороться с отрицательной селекцией, когда из двух одинаковых предприятий лучше положение не у того, кто платит все налоги, а у того, кто часть бизнеса увёл «в тень».

Немало вопросов вызвала и инициатива власти предложить работникам предприятий за крупную сумму доносить на своих работодателей. По словам О. Молчановой, несмотря на этическую неоднозначность предложения, в других регионах есть положительные примеры использования данной меры, поэтому было решено распространить этот опыт и на наш регион.

Несмотря на то, что итог встречи нельзя однозначно назвать позитивным, власть услышала, что беспокоит бизнес, бизнес услышал, что может сделать для него власть в рамках своих полномочий. Диалог о том, как вместе преодолеть кризис, начался. Те не менее, для того чтобы предложения, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, были рассмотрены и учтены, предпринимателям, по мнению представителей властных структур, необходимо активнее участвовать в разработке законопроектов, а не ограничиваться высказыванием пожеланий. Так как предложение экономически и юридически обоснованное имеет больше шансов превратиться в работающий на благо бизнеса закон, чем любые разговоры на тему поддержки.