ENG

Государственная регистрация: совместные решения

54 Новосибирская область

Дата публикации: 21.02.2018

Издание: Сайт газеты "Честное слово"
Тема: Контрольно-надзорная деятельность
Источник:  http://www.chslovo.com/articles/9024851/

На прошлой неделе в рамках приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» УФНС России по Новосибирской области провело очередные публичные обсуждения правоприменительной практики налоговых органов. На этот раз темой обсуждения стала организация работы по оказанию услуги по государственной регистрации юридических лиц через призму контрольно-надзорной деятельности и обеспечение публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц

Одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам стало реформирование системы государственного контроля с целью повышения ее эффективности. Известно, что на всех уровнях существует более 200 видов контрольных и более двух миллионов обязательных требований к предпринимателям. А издержки отечественного бизнеса, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, оцениваются экспертами в пять процентов валового внутреннего продукта. В числе механизмов, призванных усовершенствовать систему контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы, — проведение масштабной профилактической работы с представителями бизнеса. И в этом плане формат ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований налоговых органов весьма актуален.

«Сама по себе государственная регистрация юридических лиц не является элементом контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы. В то же время именно регистрация дает юридическому лицу право на деятельность, — пояснил руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей Легостаев. — Также важна достоверность сведений Единого государственного реестра юридических лиц, являющихся открытыми и общедоступными».

Функции государственной регистрации юридических лиц были переданы налоговым органам более 15 лет назад. По состоянию на начало текущего года в Новосибирской области в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) числится порядка 119 тысяч организаций -– это соответствует шестому месту среди всех субъектов РФ и первому –- в Сибирском федеральном округе. В прошлом году из ЕГРЮЛ были исключены более 16 тысяч недействующих организаций. «При этом не все оставшиеся организации являются реально действующими, — признался Алексей Легостаев, — и именно поэтому нас волнует качественный состав ЕГРЮЛ».

В Новосибирской области регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет Межрайонная ИФНС России № 16 (Единый регистрационный центр, ЕРЦ). Это, по словам руководителя Управления, позволяет сконцентрировать в одном органе квалифицированных специалистов, оснастить его необходимым оборудованием, обеспечить единые и современные подходы к организации процедуры регистрации. В прошлом году, например, в ЕРЦ поступило более 20 тысяч пакетов электронных документов и более 500 заявок на регистрацию юридических лиц в интерактивном режиме, что, соответственно, в три и в два раза больше, чем в 2016 году.

Одновременно с упрощением процедуры регистрации государство приняло меры по обеспечению качества ЕГРЮЛ. С 2015 года поэтапно вступили в силу изменения в законодательство: появилось право регистрирующего органа проверять достоверность внесенных в ЕГРЮЛ сведений, приостанавливать процедуру регистрации на период такой проверки, внесены дополнительные основания для отказа в регистрации организаций с участием лиц, ранее участвовавших в создании фирм, по которым были выявлены факты нарушения законодательства. И такая работа активно ведется налоговыми органами Новосибирской области. На 1 января 2018 года в ЕГРЮЛ содержится свыше 36 тысяч записей о недостоверности сведений в отношении 34 тысяч юридических лиц. «При этом наша основная цель — противодействие регистрации фиктивных компаний, которые создаются для уклонения от уплаты налогов, — подчеркнул Алексей Легостаев. — При этом добросовестные налогоплательщики не должны испытывать никаких неудобств, и сегодняшнее мероприятие призвано помочь в этом. И одновременно — призвать хозяйствующие субъекты к более ответственному отношению к содержанию Единого госреестра в отношении себя и своих партнеров».

Экспертами публичного обсуждения выступили специалисты Управления, руководство ЕРЦ, представители органов власти, Нотариальной палаты, члены Общественного совета при Управлении. Представителей регионального бизнес-сообщества интересовали вопросы самого разного характера: от частных — до самых широких, от теоретических — до сугубо практических, связанные, в частности, с возможностью получения сведений из ЕГРЮЛ в электронном виде, с внесением изменений в ЕГРЮЛ при смене юридического адреса, с отказом в приеме документов в электронном виде, с приостановлением регистрации и отказом в регистрации юридического лица, с критериями назначения дополнительной проверки достоверности предоставленных юридическим лицом сведений, практикой подачи документов в электронной форме.

Участники двухчасового публичного обсуждения получили ответы практически на все вопросы. «Я призываю к открытому диалогу, — акцентировал Алексей Легостаев. — Вместе мы всегда сможем разрешить любую проблему».