ENG

Баллы в зоне риска

54 Новосибирская область

Дата публикации: 06.07.2018

Издание: Газета «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области»
Тема: Публичные обсуждения
Источник:  http://ведомостинсо.рф/Баллы-в-зоне-риска

Что такое риск-ориентированный подход при проведении налоговых проверок? Кто и почему может стать объектом пристального внимания налоговых органов и как обезопасить себя от этого?

Больше сотни предпринимателей собрались в подразделении УФНС по Новосибирской области, чтобы обсудить риски совершения налоговых нарушений и критерии попадания под проверки этого ведомства. Участникам слушаний продемонстрировали ролик о идущей в стране реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, его авторы отмечают архаичность и неэффективность существующей системы: из проводящихся ежегодно 1,7 млн проверок лишь в 15% случаев выявляются нарушения. Около 40 федеральных ведомств осуществляют более 200 видов контроля. К предпринимателям предъявляется более 2 млн обязательных требований. Для изменения ситуации предполагается полностью пересмотреть их перечень, исключить дублирующие, противоречивые и устаревшие, заменить репрессии превентивным контролем, а также внедрить риск-ориентированный подход. Суть его, если вкратце, в том, что существуют конкретные критерии попадания в зону риска привлечь к себе повышенное внимание налоговой службы, и предприниматель в состоянии самостоятельно их для себя просчитать.

Глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев подчеркнул, что налоговая служба, являясь активным участником контрольно-надзорной деятельности, в полной мере использует риск-ориентированный подход.

— Основной принцип такой модели — попытка создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков, своевременное реагирование на признаки совершения налоговых правонарушений, неотвратимость наказания в случае их выявления и обоснованность выбора объекта для проверки, — пояснил он.

Риск-ориентированный подход, по словам главы УФНС, подразумевает проведение выездных проверок в первую очередь в отношении предпринимателей, применяющих схемы снижения налоговой нагрузки на крупные суммы. Если же риски могут быть сочтены незначительными, с такими налогоплательщиками тоже проводится работа, но она направлена на то, чтобы убедить их добровольно исполнить свои налоговые обязательства. В результате такого подхода в 2017 году число выездных проверок снизилось на 19% по сравнению с 2016 годом.

Риски теперь рассматриваются применительно к отраслям, а не к налогоплательщикам, продолжила разъяснения начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС Наталия Боровлева. Проводится выявление сегментов рынка, в которых большинство участников применяет агрессивные схемы минимизации налогообложения. Для тех, кто ведёт консервативную налоговую политику и имеет максимальную налоговую нагрузку, предусмотрен минимальный уровень контроля без проведения выездных проверок.

Как показывает практика, основные способы ухода от налогов — это схемы минимизации НДС, выплата «серых» зарплат и дробление бизнеса для использования налоговых спецрежимов, сообщила Наталия Боровлева. Она перечислила отрасли, в которых в Новосибирской области выявляются максимальные риски. В их числе — услуги по грузоперевозкам, которые, как правило, оказывают индивидуальные предприниматели, работающие на спецрежимах, а расчёты с ними ведут фирмы-однодневки для получения незаконных вычетов по НДС; строительная отрасль, где часто заняты рабочие без официального трудоустройства; переработка сельхозсырья, когда, для того чтобы не платить НДС, в цепочку расчёта вставляются не уплачивающие налог посредники либо происходит формальное дробление бизнеса.

Автоматизированная система отбора производит анализ деятельности налогоплательщиков и начисляет риск-баллы, и те, у кого их наибольшее количество, могут стать объектами выездных проверок в числе первых. Наталия Боровлева сообщила, что в ближайшее время в личные кабинеты налогоплательщиков может быть внедрён сервис «Климат-контроль», позволяющий самостоятельно рассчитать свои риски.

Своё мнение высказал врио министра финансов НСО Виталий Голубенко — человек, непосредственно отвечающий за областной бюджет и как никто другой заинтересованный в том, чтобы реформа дала результаты в виде дополнительных поступлений в областную казну. Он напомнил, что экономика региона очень диверсифицирована — нет гигантских структурообразующих предприятий, зато велика доля малого и среднего бизнеса. Если говорить об экономическом эффекте, то следует отметить, что валовой региональный продукт в 2017 году составил 1,113 трлн рублей, а поступления в консолидированный бюджет области — 137 млрд, что составляет около 12%. На эти деньги приходится выполнять множество задач, но реальные потребности намного больше финансовых возможностей. Тем не менее область сумела уйти от серьёзного дефицита бюджета, отметил Виталий Голубенко: если в 2014—2015 годах он доходил до 10 млрд рублей, то сейчас цифра уменьшилась в несколько раз.

Врио министра также коснулся достаточно болезненной темы налоговой недоимки, которая сейчас составляет около 6 млрд рублей. Он подчеркнул, что в Новосибирской области, в отличие от других регионов, не приветствуется агрессивная политика по её взысканию, а тщательно изучается каждая конкретная ситуация на конкретном предприятии. В итоге Виталий Голубенко выразил надежду, что риск-ориентированный подход сделает работу налоговой системы более эффективной.

После официальной части развернулся оживлённый диалог с участниками встречи. Они жаловались на субъективный подход банков к администрированию счетов, интересовались механизмами проведения налоговых проверок, просили информировать о всех законодательных новациях заблаговременно, сетовали на не соблюдающих налоговую дисциплину контрагентов и задавали множество других вопросов. Специалисты дали все необходимые разъяснения и комментарии.

12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков:

- налоговая нагрузка ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности);
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных причин;
- непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для сферы деятельности по данным статистики;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.



Татьяна Малкова