ENG

Налоговики рассказали о преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров в программе «Вести. Орел»

Дата публикации: 23.05.2013 14:40 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров впервые в российское законодательство была введена в 2009 году. Она дала возможность налоговым органам до судебного разбирательства пересматривать свои собственные решения и в случае признания выводов, сделанных нижестоящими налоговыми органами, необоснованными самостоятельно отменять такие решения. Это оказалось очень действенным инструментом для выработки единых подходов при осуществлении контрольных мероприятий и вынесении решений по налоговым проверкам. За годы своего существования система доказала свою эффективность: ежегодно количество жалоб налогоплательщиков сокращается. Как обстоят дела по данному направлению работы в налоговой службе Орловской области, как будет совершенствоваться эта работа и что такое досудебное урегулирование налоговых споров, рассказала журналистам ГТРК «Орел» начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых споров Управления ФНС России по Орловской области Ольга Дмитриевна Аксютина.

Она пояснила, что досудебное урегулирование – это система, которая позволяет налогоплательщикам защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к судебной процедуре. Кроме того, преимуществом процедуры досудебного урегулирования налоговых споров является обязательное приостановление исполнения обжалуемых решений по результатам налоговых проверок в случае подачи апелляционной жалобы.

Федеральной налоговой службой в феврале 2013 года утверждена Концепция, в которой определены основные цели, принципы, задачи и механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы.

Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров, согласно Концепции, являются:

дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
развитие примирительных процедур;

максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

широкое использование современных информационных технологий.

В 2011 году ФНС России выступила с инициативой изменить существующую систему урегулирования налоговых споров. В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении Законопроект №190725-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Основное предложение законопроекта – введение с 2014 года обязательной процедуры обжалования до суда всех видов налоговых споров.  

«Основной задачей, стоящей перед налоговыми органами в настоящий момент является снижение количества жалоб налогоплательщиков. Эффективная работа системы досудебного урегулирования споров в Орловской области привела к сокращению количества рассмотренных жалоб налогоплательщиков: в 2012 году их количество уменьшилось на 13,5 %, сумма оспариваемых требований также снизилась на 14,2 %. Тенденция снижения количества рассмотренных жалоб и оспариваемых требований сохраняется и в 2013 году», - отметила О.Д. Аксютина.

Последние годы Федеральная налоговая служба активно внедряет современные информационные каналы связи с налогоплательщиками во всех сферах своей деятельности. Не осталось в стороне и такое важное направление работы как досудебное урегулирование налоговых споров. Для оперативного информационного обслуживания налогоплательщиков с начала этого года в регионах действует новый электронный сервис ФНС России «Узнать о жалобе». Данный сервис позволяет налогоплательщикам оперативно в режиме on-line получать информацию о ходе и результатах рассмотрения их жалоб, заявлений и обращений.

Сервис содержит информацию о жалобах и обращениях налогоплательщиков, поступивших с 01.01.13 г., как в письменном, так и в электронном виде. С помощью новой услуги любой желающий может получить информацию.

Теперь для получения информации о дате поступления своего обращения или жалобы, а также о результатах их рассмотрения достаточно иметь доступ в Интернет. Новый сервис избавил налогоплательщиков от необходимости звонить в налоговые органы и позволил сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более открытым.