ENG

В Париже завершил работу Глобальный форум по трансфертному ценообразованию

Дата публикации: 12.03.2013 13:48 (архив)

В Париже завершилась вторая ежегодная встреча Глобального форума по трансфертному ценообразованию (Second Annual Meeting of the Global Forum on Transfer Pricing).

От Российской Федерации в работе Форума приняли участие директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И.В. Трунин, заместитель Руководителя ФНС России А.Л. Оверчук и начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Д.В. Вольвач.

Открыл встречу Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия (Angel Gurría). В своей приветственной речи он отметил, что правительства стран мира продолжают находиться под давлением высокого уровня долговой нагрузки и бюджетного дефицита. В этих условиях устранение «лазеек» в налоговом законодательстве, которые позволяют корпорациям переносить центры прибыли в низконалоговые юрисдикции и тем самым избегать налогообложения, поможет правительствам получить доступ к необходимым источникам дохода в то время, «когда они в них нуждаются как никогда». «Именно это и является целью проекта ОЭСР по противодействию «эрозии» налоговой базы и переносу центра прибыли (Base erosion and profit shifting)», - добавил Анхель Гуррия.

В проекте доклада BEPS, который обсуждался на Форуме, было подчеркнуто, что международные стандарты налогообложения и положения национальных законодательств, регламентирующие налогообложение внешнеэкономической деятельности, в настоящее время не соответствуют уровню развития современной глобальной экономики, характеризующейся повышением значимости нематериальных активов, как фактора стоимости, и высоким уровнем информационных технологий.

Генеральный секретарь ОЭСР также добавил, что трансфертное ценообразование является одним из ключевых направлений проекта BEPS и важнейшей сферой для реформирования. Многие корпорации в целях минимизации налогообложения создают схемы, задача которых формально распределить существенные функции и риски, а также трудно оцениваемые нематериальные активы в низконалоговые юрисдикции.

В этой связи Анхель Гуррия отметил, что в настоящее время ОЭСР работает над изменениями в действующее Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, положения которого больше внимания акцентируют на юридической конструкции сделок, чем на экономической сущности осуществляемой деятельности.

В проекте изменений в главу VI Руководства, которые были опубликованы в октябре 2012 года на сайте ОЭСР для общественного обсуждения, юридическое владение нематериальными активами или оказание услуг, связанных с нематериальными активами, в условиях не осуществления ключевых функций и контроля над ними (managerial capacity), не принятия связанных с этими функциями рисков и способности их нести (financial capacity), означает, что предприятие не правомочно получать выгоду от владения нематериальными активами для целей налогообложения (intangible related return concept). Кроме того, предполагается возможность использования для целей определения налоговых последствий сделок с нематериальными активами методов финансовой оценки, в том числе на основании дисконтированного денежного потока.

Следует отметить, что в связи с введением раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации правила контроля цен для целей налогообложения признаны соответствующими действующим стандартам ОЭСР. На заседании Налогового комитета ОЭСР (Committee on Fiscal Affairs), которое прошло в январе 2013 года в Париже, был одобрен в целом отчет о соответствии российского налогового законодательства стандартам ОЭСР.