ENG

Обзор публикаций по налоговой проблематике в региональных и местных СМИ за 17.06.2013

59 Пермский край

Дата публикации: 17.06.2013

Издание: 
Тема: 
Источник: 

Недострой встанет на землю
Российская газета Прикамье  2013-06-17  №128
Как облегчить сделки с жилой недвижимостью.
Через пять лет регистрация прав на недвижимость почти полностью переместится в интернет, сроки такой процедуры сократятся почти в три раза - до семи дней, а постановка на кадастровый учет будет занимать пять дней вместо нынешних двадцати. А с владельцев недостроя при этом будет проще взыскать налоги.
Масштабные перемены запланированы в проекте Федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" на 2014 - 2019 годы. Ее подготовило минэкономразвития. Реализация всех мероприятий программы обойдется казне в 60,4 миллиарда рублей.
Один из ключевых моментов ФЦП - объединение Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Госкадастра недвижимости (ГКН). На базе ЕГРП и ГКН появится Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН). Все правоустанавливающие документы и кадастровые дела при этом будут переведены в электронную форму.
Сейчас земля и стоящие на ней дома, строго говоря, не являются единым объектом прав. В кадастре учитываются земельные участки, в ЕГРП - права на объект, поясняет вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. На хранении в Росреестре находится около 78 миллионов дел правоустанавливающих документов и почти 38 миллионов кадастровых дел, подсчитали в ведомстве.
Среднее количество листов в делах правоустанавливающих документов составляет 30, в кадастровом деле - 40. Их перевод в электронную форму позволит сократить объемы хранения, наладить регистрацию прав по экстерриториальному принципу, объясняют в Росреестре. Тогда зарегистрировать права на объект в другом городе можно будет, не выезжая на место.
Ежегодно, по словам Апрелева, граждане совершают почти 2 миллиона сделок с жилой недвижимостью. И если регистрация квартиры не увязана с земельным участком, то для оформления загородного жилья сведения из кадастра требуются. Объединение разрозненных баз, где будут также сведения по всем сервитутам, обременениям, позволит действительно создать систему "одного окна", говорит эксперт. А за счет этого можно добиться сокращения сроков по регистрации недвижимости. Будут создаваться условия для улучшения обслуживания граждан. Планируется внедрить единые стандарты к офисам приема-выдачи документов. Для выездных приемов организуют мобильные комплексы.
В программе должны объединить усилия несколько ведомств - Росреестр, Федеральная налоговая служба, Росимущество, минкомсвязь. Росреестр и ФНС интегрируют свои информационные ресурсы, чтобы мониторить налогообложение недвижимости. В перспективе нововведения позволят перейти на единый налог на недвижимость, который рассчитывается сразу и на землю, и на стоящие на ней дома.
Расходы на программу, считают в минэкономразвития, окупятся. Только поступления по земельному и имущественным налогам за это время вырастут больше чем на 50 процентов. К концу 2019 года эти налоги принесут дополнительно почти триллион рублей, всего за пять лет поступит 5,1 триллиона рублей. Будут уточнены границы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и права на них. Это позволит ежегодно привлекать дополнительные средства от их сдачи в аренду. На каждый вложенный в работы по уточнению границ и прав собственности рубль можно получить до 4 рублей, надеются в минэкономразвития. В среднем ежегодные допдоходы могут составить 13 миллиардов рублей при сдаче в аренду 4,9 миллиона га, в отношении которых предусматривается проведение работ, подсчитали в Росреестре.
Оценить расчеты по росту налоговых 140 поступлений Апрелев затруднился. "Можно тупо поднять налоги и добиться тех же эффектов", - иронизирует он. Но при создании единой базы в оборот могут быть вовлечены объекты, которые раньше не числились как источник налогообложения, рассуждает он: "Например, "незавершенка", когда границы земельного участка, на котором стоит строение, известны, а что на нем построено - нет". Уточнение границ расширяет рынок, увеличивает инвестпривлекательность земельных участков: сейчас есть пограничные зоны, на которые претендуют и муниципалитеты, и областные власти, такая неопределенность создает риски для застройщиков.
Справка "РГ"
Наиболее крупные расходы в ФЦП планируются по направлению "капитальные вложения": на строительство, реконструкцию и приобретение новых зданий Росреестра в субъектах, межрегиональных учетно-регистрационных центров могут потратить 17 миллиардов рублей. 11 миллиардов может стоить развитие системы межведомственного информационного взаимодействия - предполагается модернизация единой телекоммуникационной системы налоговых органов (3,9 миллиарда рублей), создание технологических комплексов архивного хранения бумажных документов (3,8 миллиарда рублей). 24 миллиарда рублей предлагается заложить на перевод ГКН и ЕГРП в электронный вид.
 
 
Дьявол кроется в проценте
Российская газета Прикамье  2013-06-17  №128
У муниципалитетов заберут часть подоходного налога в пользу регионов.
Муниципальные бюджеты могут похудеть. Минфин предлагает передать часть налога на доходы физлиц (НДФЛ) с местного уровня на региональный.
Сейчас региональные бюджеты получают 60 процентов подоходного налога, а 40 остается местным властям. "Возможно, это будет 70 на 30", - заявил министр финансов Антон Силуанов, комментируя возможную передачу части НДФЛ субъектам с муниципального уровня. В последние годы на уровень субъектов Федерации перешли траты в сфере образования и здравоохранения, напомнил он: "Если субъекты РФ получают дополнительные обязательства, соответственно, за этим должны следовать и ресурсы".
Одни эксперты переживают, что в итоге муниципалитеты останутся почти без средств: на подоходный налог приходится более 70 процентов налоговых доходов бюджетов. А другие аналитики предупреждают, что передача дополнительных 10 процентов не сильно поможет субъектам.
Впрочем, централизация полномочий и средств во взаимоотношениях регионов и муниципалитетов уже идет.
Первая волна коснулась здравоохранения, тогда были приняты и решения о распределении доходных источников между муниципалитетами и субъектами, напоминает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров. Вторая волна, которая намечена на 2014 год, касается централизации дошкольного образования. Перераспределение средств, предложенное минфином, по идее, как раз и должно закрыть эту проблему.
Но возникают другие вопросы. И не только денежные. "У нас налицо явный кризис местного самоуправления, в том числе и потому, что ко всем их проблемам у них не осталось значимых полномочий", - считает Назаров. Доходы у них забирают, конечно, вместе с расходами, но реальная ответственность остается только в крупных городах, где муниципалитеты могут и должны решать проблемы с благоустройством, транспортной инфраструктурой. А в остальных местах этот уровень власти не имеет для себя четких задач, когда централизуются их привычные зоны ответственности: поликлиника, скорая помощь и детский садик со школой. "На дороги денег, как правило, нет вообще, остается вывоз бытовых отходов и благоустройство, - заключает он. - Сбалансированность бюджетов соблюдается, но это неправильно, когда мы все забираем наверх".
Чем меньше денег остается у муниципалитетов, тем больше они зависят от губернаторов. Падает их заинтересованность прилагать усилия для развития бизнеса, создания новых рабочих мест.
Пропорции "70 на 30" регионам на дошкольное образование все равно не хватит, нужно больше распределять в сторону субъектов, не согласен директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Дерюгин. Как обычно, дьявол кроется в деталях. В первую очередь надо уточнить, какие 10 процентов передаются от муниципалов к регионам, отмечает он. "Это принципиально важный момент. Или это 10 процентов от единого норматива отчислений по налогам, закрепленного Бюджетным кодексом, или 10 процентов от дифференцированного норматива - это дополнительные отчисления сверх того, что установлено законом, - объясняет он. - Если идет речь о дифференцированных нормативах, то там точно не хватит этих 10 процентов".
Второй важный нюанс - это собственно тип муниципального образования. Поселения дошкольным образованием не занимаются, а вот в муниципальных районах и городских округах эти расходы есть. "Забрать с поселений - это вообще не решает проблему", - считает Дерюгин. Если же речь идет о передаче 10 процентов от единых нормативов, которые положены районам и городам, то, в принципе, это может решить проблему передачи расходов на дошкольное образование. "Хотя, на мой взгляд, лишь частично", - заключает Дерюгин.
Насколько похудеют муниципальные бюджеты от передачи "десятины" от подоходного налога, сказать сложно. В разных частях России процент дохода местного самоуправления от НДФЛ сильно разнится. Проблема в том, что у муниципалитетов, в принципе, мало источников дохода.
"Немного помог бы налог на имущество. Но все равно муниципальные бюджеты в таком плачевном состоянии, что даже это их не спасет", - говорит завкафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. Правда, пока окончательное решение о перераспределении не принято.

Справка "РГ"
По данным минфина, в 2012 году общие доходы местных бюджетов составили 3,1 триллиона рублей. Собственные доходы при этом составили 2,2 триллиона рублей. Больше половины этой суммы пришлось на крупные городские округа - 1,134 триллиона рублей, 795 миллиардов рублей достались бюджетам муниципальных районов, 315 миллиардов рублей - поселениям.

Налог на вырост
Российская газета Прикамье  2013-06-17  №128
Начинающим предпринимателям дадут льготы и гранты.
Налоги для только что созданных малых фирм, так называемых старт-апов, могут быть на треть ниже действующих. А потом, по мере роста компании, увеличиваться. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" предлагает ввести дифференцированные налоги на разных стадиях развития микро, малых и средних компаний.
Свои предложения организация намерена к сентябрю направить президенту и правительству. На днях президент дал поручение кабмину вместе с бизнес-объединениями проработать вопрос о дополнительных механизмах налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес.
На самой начальной стадии создания бизнеса целесообразно применять специальные налоговые режимы, считает президент "ОПОРЫ" Александр Бречалов. Ставки действующих налогов для таких фирм могут быть снижены на треть. Например, для тех, кто работает по "упрощенке", ставка единого налога могла бы составить 3-4 процента вместо нынешних 6 процентов. "В нее необходимо включить также и страховые взносы", - считает Бречалов. И зафиксировать льготное налогообложение на первые три года работы. Если такое предприятие будет активно развиваться, льготный режим можно продлить еще на два года. Фирмам, показывающим результаты, необходимые для перехода в среднее предприятие, можно предоставлять поддержку при кредитовании, ввести льготы при лизинге и аренде. Тогда у организации появятся свободные деньги для покупки оборудования, найма новых работников.
Для средних предприятий предлагается применять общую систему налогообложения со сниженными ставками по основным налогам еще на 2 года. Например, снизить ставку по налогу на прибыль в 2 раза. По страховым взносам - предоставлять скидку или вычет из фонда оплаты труда за каждого следующего нанятого работника после того, как их число достигнет ста человек.
Новая идеология, по мнению Бречалова, будет побуждать бизнес к увеличению рабочих мест, повышению объема производства, укрупнению компании.
Чтобы осуществить радикальные реформы, потребуется выделить особенности налогообложения малых и средних компаний в отдельную главу Налогового кодекса. А также закрепить в ней понятия "микро", "малого", "среднего" бизнеса с градацией по численности работников и ежегодным денежным оборотом. Микропредприятия - до 15 человек, до 60 миллионов рублей, малые предприятия - до 100 человек, до 400 миллионов рублей, средние предприятия - до 250 человек, до миллиарда рублей.
Еще одна инициатива "ОПОРЫ" - зафиксировать в Налоговом кодексе такую категорию налогоплательщиков, как самозанятое население, включая индивидуальных предпринимателей и физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Для них вместо уплаты налогов и страховых взносов следует предусмотреть единый фиксированный платеж, после чего выдавать разрешение на работу.
Зампредседателя думского комитета по экономполитике Виктор Звагельский тоже предлагает поддержать людей, начинающих свое небольшое дело. И обсудить возможность выдачи грантов или применения системы налогообложения в виде выкупа временных патентов без обязательной регистрации в качестве ИП или юрлица для этих видов предпринимательства. Вопрос он намерен вынести на заседание Межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей.