ENG

Цифровые аргументы

60 Псковская область

Дата публикации: 21.03.2018

Издание: Газета "Псковская провинция" №10 (9863), 14.03.2018
Тема: Публичные обсуждения правоприменительной практики
Источник:  http://province-pskov.ru/province/2018/433/5654

В управлении федеральной налоговой службы России по Псковской области состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики и итогов работы за 2017 год, в том числе первых результатов автоматизации налогового контроля с использованием специального программного комплекса «АСК НДС-2».

Новый формат взаимодействия с налогоплательщиками родился в рамках приоритетной программы стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». На диалог о методах и результатах работы налоговой службы региона к представителям бизнеса вышли заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Алексей Павлов, и. о. заместителя руководителя управления Алексей Салтыков, начальник отдела камерального контроля Анна Никитина.

Открывая слушания, Алексей Павлов отметил актуальность новой формы диалога с налогоплательщиками и рассказал о новых тенденциях в организации работы налоговой службы в различных аспектах контрольной деятельности и их эффективности. Забегая вперед, отметим, что на фоне среднероссийских показателей результативность деятельности Псковской налоговой службы выглядит весьма позитивно.

Количество выездных проверок снизилось, а общая результативность заметно повысилась.

В минувшем году налоговыми органами Псковской области по итогам контрольных мероприятий было доначислено в бюджет налогов на сумму 643,5 миллиона рублей. Причем доначисления по результатам 52 выездных налоговых проверок составили 449,1 млн рублей, а по результатам камеральных налоговых проверок - 194,4 млн рублей. Результативность проверок составляет 100 процентов, но, вопреки расхожему мнению, вовсе не потому, что «если пришли, то что-нибудь найдут». Скорее наоборот: современные программные средства делают весьма эффективным риск-ориентированный подход, благодаря чему добросовестных плательщиков налоговики попусту не тревожат, а направляются к тем, чья деятельность вызывает подозрения аналитиков. Эффективность такого подхода и выражается в высоких показателях.

Еще один ориентир эффективности -реальные поступления доначисленных налогов в бюджет. Это - особый пласт работы налоговых органов в тесном содружестве с различными звеньями правоохранительной системы. «Судебный фильтр» тяжб с налогоплательщиками говорит о качестве работы инспекции: в 2017 году всего 1,3% дел (по сравнению с прежними 6,8 %) решились в пользу истцов.

Интересно, что уже первый год, точнее - полугодие применения нового порядка работы контрольно-кассовой техники (ККТ) показало существенный рост задекларированной выручки. Немногим менее 8 тысяч кассовых аппаратов с фискальными накопителями были зарегистрированы в области, количество проверок по организации работы с ККТ в прошлом году снизилось практически в три раза, стрессовая нагрузка на предпринимателей уменьшилась, а налоговая результативность повысилась. О том, как работает программный комплекс «АСК НДС-2» рассказала начальник отдела камерального контроля Анна Никитина. Система внедрена с 2015 года. Детализация расширенных налоговых деклараций функционально увеличила аналитические возможности программного комплекса и уже сегодня он достаточно точно и даже в красках (красный, желтый или зеленый) рисует портрет налогоплательщика и его место в торгово-производственной цепочке. В автоматическом режиме осуществляется сопоставление счетов-фактур, отраженных покупателями в книге покупок и продавцами в книге продаж, сравниваются реквизиты и контрольные показатели, выявляются так называемые налоговые разрывы, являющиеся основанием для подозрений контрагентов в неправомерных вычетах НДС. Первые запросы на уточнение сведений деклараций по несоответствию документов комплекс рассылает так же автоматически - и продавцам и покупателям: возможно, кто-то просто ошибся при вводе данных. Но и технические ошибки порой влекут не-доначисление налога. За минувший год по уточнениям «АСК НДС-2» в бюджет было доначислено 51 млн рублей. И это только один, лежащий на самой поверхности показатель эффективности новой системы.

Второй видимый (по крайне мере, сотрудникам налоговой инспекции) плюс комплекса - именно «портрет» налогоплательщика, его цвет и место в цепочке контрагентов, участие в производственном процессе. Комплекс позволяет отследить цепочку движения товара от первого продавца до конечного покупателя и выявить фирмы, обладающие признаками «однодневок», транзитных организаций и реальных выгодоприобретателей, в интересах которых выстроены схемы минимизации налогов. Отвечая на вопрос из зала, можно ли рядовому налогоплательщику получить доступ к данным системы для проверки контрагента, с которым предполагается заключать договор, Анна Никитина ответила, что система ориентирована на анализ информации для налоговых органов, поиск «налоговых» разрывов и выявление недобросовестных субъектов, тогда как сами субъекты - налогоплательщики в оценке потенциальных партнеров могут ориентироваться на открытые данные налоговой инспекции и историю фирм.

В заключение разговора было обещано, что подобные публичные обсуждения налоговых итогов и нововведений будут проходить каждый квартал, так что все желающие смогут задать свои вопросы и внести предложения руководителям отделов инспекции в диалоговом режиме.



Автор: Ася Замараева