ENG

Налоговый сервис становится доступнее

62 Рязанская область

Дата публикации: 07.10.2013

Издание: бизнес-еженедельник «Деловая неделя. Рязань», № 36 от 7 октября 2013 г.
Тема: Интервью руководителя УФНС России по Рязанской области об изменениях в налоговом законодательстве
Источник:  http://www.dn62.ru/journals/135/-alogovyi-servis-stanovitsya-dostupnee/

В работе Федеральной налоговой службы произошли существенные изменения. Кроме того, несколько изменилось и само законодательство. Так, с 4 июля 2013 года вступили в силу новые формы заявлений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств. А с нового года вводится обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Рязанской области Любовью Черкасовой.

– Любовь Федоровна, чем живет налоговая служба сейчас? Какие задачи стоят перед ней?

– Сегодня ФНС России позиционирует себя как сервисная служба. Это предполагает интенсивное внедрение в повседневную практику современных технологий налогового администрирования, а также электронных услуг.

Следует отметить, что налоговая служба постоянно совершенствует бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками, являясь лидером среди других государственных органов по внедрению новых информационных технологий. Уже сейчас для получения целого ряда услуг налогоплательщикам не приходится тратить свое время и лично обращаться в инспекцию – достаточно воспользоваться интернет-сайтом налоговой службы, где на сегодняшний день размещено более 30 интерактивных сервисов.

Повышая качество и эффективность работы, внедряя новые, передовые технологии, ФНС России обязана решать главную задачу – обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

Меры, принимаемые налоговыми органами Рязанской области, за 8 месяцев текущего года позволили обеспечить за 8 месяцев текущего года поступление в бюджеты всех уровней более 58,9 млрд рублей, что на 15,1 млрд рублей, или на 34,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Летом текущего года вступили в силу значительные изменения законодательства, касающиеся форм документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чем обусловлено введение новых форм?

– Действительно, с 4 июля 2013 года вступили в силу новые формы заявлений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, а также порядок их заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 25 января 2012 года №ММВ-7-6/25.

Утверждены также и новые формы документов, подтверждающих внесение записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (приказ ФНС России от 13 ноября 2012 года №ММВ-7-6/843).

Введение новых форм обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с изменениями в действующем законодательстве по государственной регистрации и внедрением в работу налоговых органов новейших информационных технологий.

Новые формы, например, позволяют отменить начало процедуры реорганизации, внести в реестр сведения о передаче доли участия в обществе в доверительное управление, что прежние формы сделать не позволяли.

– Чем новые формы отличаются от ранее действовавших, и где с ними можно ознакомиться?

– Новые формы заявлений ориентированы на машинную обработку, что отразилось на их внешнем виде. Заявления заполняются только заглавными печатными буквами в специально отведенных знакоместах в строгом соответствии с требованиями, утвержденными приказом ФНС России от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25.

С новыми формами и порядком их заполнения можно ознакомиться на информационных стендах в налоговых инспекциях, на сайтах ФНС России www.nalog.ru и Управления по Рязанской области www.r62.nalog.ru, в справочных правовых системах.

На официальном сайте ФНС России размещена специальная программа для формирования документов, используемых при государственной регистрации («ПФДГР»).

– Какие еще изменения порядка государственной регистрации вступили в силу с 4 июля?

– С 4 июля 2013 года привычное свидетельство о государственной регистрации выдается налоговым органом только при создании юридического лица и при приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. К свидетельству прилагается лист записи, содержащий сведения, включенные соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В остальных случаях (изменении сведений или прекращении деятельности) заявителю выдается (направляется) только лист записи, содержащий сведения, которые были внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Хочу отметить, что услуги, касающиеся государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей, очень востребованы. Вот почему мы планируем в ближайшей перспективе создание на территории Рязанской области Единого регистрационного центра. Создание такого центра позволит существенно повысить качество предоставления услуг по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств за счет профильной специализации, упорядочения и оптимизации регистрационных процедур, повышения компетентности регистраторов.

– Любовь Федоровна, не менее важное новшество этим летом коснулось изменения порядка досудебного урегулирования налоговых споров. С нового года вводится обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Кроме того, изменения коснулись сроков проведения самой процедуры. Хотелось бы узнать об этом поподробнее.

– Закон от 02.07.2013 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» направлен на создание благоприятных условий для урегулирования налоговых споров без обращения в суд, а также снижения нагрузки на судебную систему и обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения таких споров. С 3 августа текущего года до одного месяца увеличен срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предусмотренный в прошлом (т.е. до дня вступления в силу Закона №153-ФЗ) срок подачи апелляционной жалобы был недостаточен для подготовки налогоплательщиком мотивированной жалобы. Ранее он составлял 10 рабочих дней.

С 1 января 2014 года вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Преимущества предлагаемой процедуры очевидны: быстрый способ рассмотрения соответствующего спора – 15 дней (в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года); менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей); решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки; порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.

– Какие сроки подачи жалоб определены законом?

– С момента вступления в силу Закона №153-ФЗ сроки на подачу жалоб определены в зависимости от категории оспариваемого акта налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, в том числе:

1 месяц – в случае апелляционного обжалования не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

1 год – в случае обжалования вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, и в случае обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Чтобы поэтапно отследить прохождение своей жалобы, налогоплательщику достаточно воспользоваться электронным сервисом «Узнать о жалобе», который доступен на интернет-сайте регионального Управления налоговой службы (www.r62.nalog.ru). Там содержится информация о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения, в том числе о направлении в другой налоговый орган.

– Какие требования предъявляются законом к форме и содержанию жалобы?

– Эти требования установлены статьей 139.2 НК РФ. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

В жалобе указываются:

– фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

– обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

– наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

– основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

– требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Налоговая служба постоянно совершенствует бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками, являясь лидером среди других государственных органов по внедрению новых информационных технологий. Уже сейчас для получения целого ряда услуг налогоплательщикам не приходится тратить свое время и лично обращаться в инспекцию – достаточно воспользоваться интернет-сайтом налоговой службы, где на сегодняшний день размещено более 30 интерактивных сервисов.