РУС ENG

СА-3-9/7228@

Дата публикации: 31.10.2018

Дата решения: 10.10.2018

Номер решения: СА-3-9/7228@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 346.11, Статья 402, Статья 378.2

Вид налога: Налог на имущество физических лиц

Тема налогового спора: Правомерность начисления налога на имущество физических лиц индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, в отношении нежилого помещения, используемого в хозяйственной деятельности 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Принадлежащее Заявителю нежилое помещение расположено в здании, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем основания освобождения Заявителя как индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, от уплаты налога на имущество физических лиц на указанный объект у налогового органа отсутствуют.

 

Позиция налогоплательщика: Объект недвижимости Заявителя не включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в установленном порядке, в связи с чем на основании статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц на указанный объект недвижимости.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса установлено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).

Согласно пункту 3 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Кодекса, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление № 700-ПП), вступившим в силу с 01.01.2015, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Заявителя, установила следующее.

Заявитель состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы (далее – Инспекция) как физическое лицо по месту жительства с 31.12.2004 по настоящее время, как индивидуальный предприниматель с 07.11.2006 по настоящее время. Заявитель как индивидуальный предприниматель для налогообложения доходов применяет УСН с 07.11.2006 по настоящее время.

Заявитель является собственником, в том числе нежилого объекта (далее – нежилое помещение) с 30.01.2009 по настоящее время; вид указанного объекта «иные строения, помещения и сооружения»; кадастровая стоимость на 01.01.2015 составляет 76 251 540 рублей, на 01.01.2016 – 59 666 000 рублей.

В соответствии с Перечнем объектов (в соответствующей редакции) в отношении здания, в котором находится нежилое помещение Заявителя, налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В этой связи на основании пункта 3 статьи 402 Кодекса налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении нежилого помещения, расположенного в вышеуказанном здании, также определяется как кадастровая стоимость.

На основании сведений, поступивших из Росреестра, в соответствии со статьей 409 Кодекса Инспекцией исчислен Заявителю налог на имущество физических лиц на нежилое помещение за 2015 и 2016 годы, сформировано и направлено налоговое уведомление от 17.04.2018 на уплату налога на имущество физических лиц за указанные периоды.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц на нежилое помещение по вышеуказанному налоговому уведомлению Инспекцией на основании статьи 69 Кодекса сформировано и направлено Заявителю требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.06.2018 (далее – требование), согласно которому он обязан в срок до 14.08.2018 уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы.

Не согласившись с исчисленным налогом на имущество физических лиц на нежилое помещение за 2015 и 2016 годы, Заявитель направил в Управление жалобу от 10.07.2018, в которой привел доводы, аналогичные изложенным в обращении, направленном в ФНС России, и просил отменить налоговое уведомление от 17.04.2018 и требование.

По результатам рассмотрения жалобы Заявителя от 10.07.2018 Управлением вынесено решение от 08.08.2018, которым жалоба оставлена без удовлетворения. Управление отметило, что по информации, полученной из регистрирующего органа, принадлежащее Заявителю нежилое помещение расположено в здании, которое включено в Перечень объектов, в связи с чем основания освобождения Заявителя как индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, от уплаты налога на имущество физических лиц на указанный объект у налогового органа отсутствуют. В этой связи Управлением сделан вывод о том, что налог на имущество физических лиц на нежилое помещение за 2015 и 2016 годы по налоговому уведомлению от 17.04.2018 исчислен Инспекцией в соответствии с действующим законодательством, действия налогового органа по направлению Заявителю требования являются обоснованными.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба признала, что Управлением в решении от 08.08.2018 доводы Заявителя, изложенные в жалобе от 10.07.2018, рассмотрены и им дана обоснованная оценка. При этом действия Инспекции по исчислению Заявителю налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы на нежилое помещение исходя из кадастровой стоимости данного объекта соответствуют действующему налоговому законодательству Российской Федерации.


Перейти к полному тексту решения по жалобе