РУС ENG

СА-4-9/19912@

Дата публикации: 03.12.2018

Дата решения: 11.10.2018

Номер решения: СА-4-9/19912@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 75

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность начисления пени в 2018 году исходя из ставки рефинансирования Банка России равной 1/150, установленной с 01.10.2017 в отношении недоимки, образовавшейся за 2013-2014 годы 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Обществу за период с 27.03.2018 по 25.04.2018 (30 дней от срока уплаты по решению от 26.03.2018) доначислены пени по 1/300 ставки рефинансирования Банка России, за период с 26.04.2018 по 13.05.2018 (начиная с 31-го дня просрочки) по 1/150 ставки рефинансирования Банка России на задолженность по налогу на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, выплаченных иностранной компании за 2013-2014 годы.

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что на основании положений Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к недоимке, возникшей в 2013 – 2014 годах, должны применяться правила начисления пеней, действовавшие до 01.10.2017, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Также Заявитель просит осуществить возврат излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере 802 537 рублей.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

На основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 4 статьи 75 Кодекса (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации») пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для организаций:

- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком
до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России;

- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения
пункта 4 статьи 75 Кодекса (в редакции данного закона) применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017.

Согласно статье 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа определен статьей 78 Кодекса.

Порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа установлен статьей 79 Кодекса.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Межрегиональной инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

По результатам выездной налоговой проверки Межрегиональной инспекцией вынесено решение от 26.03.2018, в соответствии с которым Обществу доначислен налог на прибыль организаций в размере
339 835 429 рублей, начислены пени в размере 156 924 959 рублей.

На основании решения от 26.03.2018 Межрегиональной инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 04.05.2018, согласно которому Общество обязано уплатить вышеуказанные суммы недоимки и пени.

Платежными поручениями от 14.05.2018 Общество уплатило недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 339 835 429 рублей, а также пени в сумме 161 542 797,88 рублей.

Также Межрегиональная инспекция письмом от 31.07.2018 сообщила Обществу, что в карточке расчетов с бюджетом (далее – КРСБ) Общества отражено решение от 26.03.2018, на основании которого налогоплательщику доначислена сумма налога к доплате 339 835 429 рублей по сроку уплаты 26.03.2018.

Как указано в письме, за период с 27.03.2018 по 13.05.2018 Обществу доначислены текущие пени в общей сумме 5 420 375 рублей, а именно: за период с 27.03.2018 по 25.04.2018 (30 дней от срока уплаты по решению
от 26.03.2018) по 1/300 ставки рефинансирования Банка России, за период с 26.04.2018 по 13.05.2018 (начиная с 31-го дня просрочки) по 1/150 ставки рефинансирования Банка России.

Заявитель платежным поручением от 22.05.2018 доплатил пени в размере 802 537 рублей.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба признала необоснованным начисление пеней на недоимку в сумме 339 835 429 рублей, исходя из
1/150 ставки рефинансирования Банка России.

По результатам выездной налоговой проверки Общества сумма неуплаченного налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, выплаченных иностранной компании в 2013-2014 годах, составила
339 835 429 рублей, в том числе по срокам уплаты 22.05.2013, 26.11.2013, 30.06.2014, 03.12.2014, что отражено в решении от 26.03.2018.

Таким образом, поскольку недоимка образовалась у Заявителя до 01.10.2017, то с учетом положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона
№ 401-ФЗ пени подлежат начислению, исходя из 1/300 действовавшей в дни просрочки ставки рефинансирования Банка России.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба поручила Межрегиональной инспекции произвести перерасчет пени на недоимку в сумме 339 835 429 рублей, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России и отразить корректную сумму пени в КРСБ налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба признала необоснованным отказ Межрегиональной инспекции в возврате Заявителю суммы пени, уплаченной в излишнем размере, в связи с чем поручила Межрегиональной инспекции в течение 3 дней с момента получения решения по жалобе произвести возврат Обществу пени по заявлению от 15.06.2018 с учетом положений статей 78, 79 Кодекса и сообщить об исполнении поручения в Федеральную налоговую службу.


Перейти к полному тексту решения по жалобе