ENG

Документирование контролируемых сделок

Уведомление о контролируемых сделках

^К началу страницы

Налогоплательщик подает уведомление в тот налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете, т. е. по месту своего нахождения (юридические лица) либо жительства (граждане/физические лица) . Организации, отнесенные к крупнейшим налогоплательщикам, направляют уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20 ноября 2013 года.

20 мая срок подачи уведомления налоговых органов о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Все файлы

Документация в целях налогового контроля

^К началу страницы

Если сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, то положения ст. 105.16 НК РФ (направление уведомления) и ст. 105.17 НК РФ (налоговый контроль) в отношении такой сделки не применяются.

Налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить документацию относительно конкретной однородной сделки (группы однородных сделок) в порядке, установленном п. 1 ст. 105.15 НК РФ.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

В письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ ФНС России проинформировала налогоплательщиков о порядке подготовки и представления документации в целях налогового контроля и ее содержании.

Рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки

1

Идентификация и анализ контролируемых сделок

На данном этапе осуществляется выявление контролируемых сделок в соответствии с условиями признания сделок контролируемыми, предусмотренными положениями ст. 105.14 НК РФ.

2

Планирование и определение предполагаемого объема документации и времени на ее подготовку

Задачей данного этапа является оценка размера будущих налоговых обязательств, расходов на организацию подготовки документации и преимуществ при подготовке надлежащей документации.

3

Описание основных характеристик сферы (вида) деятельности лица, совершившего контролируемую сделку

На данном этапе определяются характерные свойства товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки (группы однородных сделок), осуществляется их классификация с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами).

4

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ

Данный этап, регламентированный ст.105.5 НК РФ, является ключевым в процессе оценки контролируемых сделок и подготовки соответствующей документации и во многом направлен на анализ прав и обязанностей сторон контролируемой сделки.

5

Описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке, и выбор тестируемой стороны контролируемой сделки

На основании функционального анализа принимается решение о выборе тестируемой стороны анализируемой сделки для проведения экономического анализа.

6

Выбор метода ценообразования

С учетом результатов, полученных на предыдущих этапах подготовки документации в отношении анализируемой сделки, осуществляется выбор метода (комбинации методов) для определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, согласно пункту 1 статьи 105.7 НК РФ.

7

Экономический анализ

Экономический анализ включает в себя поиск сопоставимых сделок или сопоставимых организаций (в зависимости от выбранного метода) и расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности). На основании полученных результатов исследования определяется соответствие цен (рентабельности) в анализируемой сделке рыночному интервалу цен или рентабельности.

8

Документирование

Следует отметить, что принятие решения об организации процесса подготовки документации или решения о подготовке документации на проектной основе зависит от объемов и сложности совершаемых контролируемых сделок.

9

Внедрение и мониторинг

С целью обеспечения стабильности применения выбранной методологии по контролируемой сделке и актуальности предоставляемых сведений документация должна пересматриваться на ежегодной основе, что также подразумевает организацию специального процесса.

Порядок проверки налоговыми органами сделок между взаимозависимыми лицами регулируется ст. 105.17 НК РФ.


Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п.1 ст. 105.17 НК РФ).