ENG

Представители налоговых органов информируют о процедуре досудебного урегулирования споров налоговых споров

Дата публикации: 11.10.2017 11:20 (архив)

В Мэрии г.о. Тольятти Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области проведен семинар для налогоплательщиков по теме: «Досудебное урегулирование налоговых споров». О преимуществах досудебного порядка урегулирования налоговых споров  докладывала заместитель начальника правового отдела Инспекции К.О. Алиева.

В рамках выступления отмечалось, что процедура досудебного урегулирования налогового спора начинается на стадии подачи возражений (ходатайств), представляемых на акты  налоговых проверок. Обращено внимание слушателей на необходимость присутствия представителей в процессе рассмотрения материалов проверки и возражений, т.к. это дает возможность более полно довести смысл своих доводов, разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.

В рамках выступления были озвучены преимущества досудебного урегулирования налоговых споров перед судебным порядком обжалования, такие как:

- упрощенный порядок подачи жалоб. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика;

- оперативность урегулирование налоговых споров. Жалобы рассматриваются строго в установленные законодательством сроки в зависимости от категории жалоб (ст. 140 НК РФ). Срок рассмотрения дела судебными инстанциями превышает срок рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом;

- при рассмотрении жалоб оценивается правомерность актов, действий (бездействия) налоговых органов и принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков. Все жалобы рассматриваются по существу, полностью, объективно и беспристрастно;

- упрощенный порядок оформления и подачи жалоб не требует значительного времени;

- установлено право налогоплательщика подать жалобу (апелляционную жалобу) не только на бумажном носителе, но и в электронной форме - через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может выбрать и удобный способ получения решения по жалобе  на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

Налоговым кодексом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров и позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре, что помогает плательщику избежать затрат

- при поступлении в налоговый орган апелляционной жалобы приостанавливаются действия по исполнению обжалуемых решений по результатам налоговых проверок до момента принятия решения по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом.

Слушателям разъяснено, что апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Если налогоплательщик пропустил срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то он имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Налогоплательщики проинформированы об электронной услуге, дающей возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, продлении срока рассмотрения, о результате рассмотрения жалобы в ВНО, которая размещена на сервисе «Узнай о жалобе».

В целом семинар показал заинтересованность участников о действующем порядке досудебного урегулирования налоговых споров,   его преимуществах перед судебным порядком обжалования.