ENG

Сотрудники МИ ФНС России № 15 по Самарской области рассказали об актуальных вопросах досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 02.10.2018 10:34

Специалистами Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области  проведен семинар на тему «Досудебное урегулирование налоговых споров, его преимущества». В ходе семинара исполняющим обязанности начальника правового отдела Инспекции А.В. Алексеевым были озвучены преимущества досудебного порядка урегулирования налоговых споров:

Во-первых, в досудебном порядке предусмотрен упрощенный порядок подачи апелляционной жалобы. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.

Во-вторых, жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.

Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

Еще одно немаловажное преимущество по сравнению с судебным разбирательством – это безвозмездный способ урегулирования спора. Так, рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. Подпунктом  3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, установлена госпошлина: для физических лиц - 200 руб., для организаций - 2000 руб.

Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом. Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.

Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять  и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков. Налогоплательщик, признав  факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.

В целом, в результате деятельности подразделений досудебного аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений. Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.

Выступающим также было обращено внимание слушателей на изменения, связанные с процедурой оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ пункт 6.1 статьи 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, инспекция будет оформлять отдельный документ - дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

- начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

- полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления. Если дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, дополнение к акту налоговой проверки вручается в течение десяти рабочих дней с даты его составления ответственному участнику этой группы. К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.