РУС ENG

Налогоплательщикам рассказали о преимуществах досудебного аудита и научили правильно подавать жалобы

Дата публикации: 23.12.2019 11:26

Сотрудники Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Самарской области в КДЦ «Буревестник» (г. Тольятти)  провели семинар для налогоплательщиков по изменениям налогового законодательства в 2020 году, о преимуществах досудебного порядка урегулирования налоговых споров. В семинаре приняло участие 173 налогоплательщика.

В рамках выступления заместитель начальника правового отдела Инспекции К.О. Алиева отметила, что процедура досудебного урегулирования налогового спора начинается на стадии подачи возражений (ходатайств), представляемых на акты  налоговых проверок. Обращено внимание слушателей на необходимость присутствия представителей в процессе рассмотрения материалов проверки и возражений, т.к. это дает возможность более полно довести смысл своих доводов, разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.

В рамках выступления были озвучены преимущества досудебного урегулирования налоговых споров перед судебным порядком обжалования, такие как:

- более короткие сроки рассмотрения жалобы (по сравнению со сроками судебного разбирательства, которые даже по несложным категориям дел могут составлять от нескольких месяцев до полугода), что, соответственно, повышает вероятность более оперативного разрешения спорной ситуации;
- минимизация затрат - при обращении с жалобой отсутствуют обязанность уплаты какой-либо пошлины, а также, как правило, затраты на оплату услуг представителя, в то время как для участия в суде привлекаются профессиональные юристы. Процедура досудебного урегулирования в целом однозначно проще судебной и не предъявляет к налогоплательщику каких-то особых требований.

Статьей 139.2 Налогового кодекса РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (с приложением подтверждающих его полномочия документов). Она может быть также направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форма документа законодательно не утверждена, однако пункт 2 статьи  139.2 Налогового кодекса РФ предписывает обязательное указание в обращении следующих сведений:
- фамилии, имени, отчества и места жительства физического лица или наименования и адреса организации, подающих жалобу;
- обжалуемые акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.

Налогоплательщик может выбрать и удобный способ получения решения по жалобе  на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

К жалобе могут быть приложены подтверждающие доводы налогоплательщика документы. Жалоба должна быть подписана либо налогоплательщиком, либо его представителем с надлежащим оформлением полномочий. В противном случае вышестоящий налоговый орган вправе оставить ее без рассмотрения (п.п.1-5 ст. 139.2 НК РФ).

Согласно ст. 138, 139, 139.1 НК РФ следует, что в досудебном порядке могут быть обжалованы:

- вступившие в законную силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения путем подачи жалобы в налоговый орган в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ);
- не вступившие в законную силу - путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
- при поступлении в налоговый орган апелляционной жалобы приостанавливаются действия по исполнению обжалуемых решений по результатам налоговых проверок до момента принятия решения по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом.

Слушателям разъяснено, что апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу. Если налогоплательщик пропустил срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то он имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Налогоплательщики проинформированы об электронной услуге, дающей возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, продлении срока рассмотрения, о результате рассмотрения жалобы в ВНО, которая размещена на сервисе «Узнай о жалобе», «Решения по жалобам» на сайте ФНС России.

В целом семинар показал заинтересованность участников о действующем порядке досудебного урегулирования налоговых споров, его преимуществах перед судебным порядком обжалования.