ENG

Обсудили вопросы досудебного урегулирования споров

Дата публикации: 27.02.2013 14:42 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области 26 февраля 2013 года проведен семинар для налогоплательщиков по теме: «Досудебное урегулирование споров».

На семинаре освещались вопросы процедур и порядка рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков; ожидаемые изменения в законодательстве о налогах и сборах. До присутствующих доведены также требования по заполнению платежных поручений и оформлению запросов по системе «off lain».
 
О результатах работы отдела налогового аудита инспекции, а также о результатах рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков вышестоящим налоговым органом, о целях, стоящих перед отделом и инспекцией в целом, рассказал и.о. начальника инспекции А.И Тоскин. В рамках этого выступления, кроме основных положений, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ, до участников семинара доведено Постановление Президиума ВАС, дающее право обжаловать решения, принятые налоговым органом по результатам иных форм контроля, обращаться непосредственно с суд, минуя стадию обжалования в ВНО.
Выступающий указал о стремлении налогового органа к созданию условий для реализации прав налогоплательщика на участие в рассмотрении возражений по актам осуществленных мероприятий налогового контроля; создание условий для уменьшения налоговых споров путем использования правоприменительной практики.
 
Информирование налогоплательщиков – одна из важных задач налоговых органов, в связи с чем, в целях должного информирования, на сайте ФНС есть раздел для налогоплательщиков. Было предложено активнее пользоваться услугами нашего сайта, возможности которого постоянно расширяются. Налогоплательщики проинформированы о новой электронной услуге, дающей возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, продлении срока рассмотрения, о результате рассмотрения жалобы в Управлении, которая размещена в сервисе «Узнай о жалобе». Этот сервис действует с весны текущего года и уже успешно себя зарекомендовал.
 
Докладчиком отмечалось, что процедура досудебного урегулирования налогового спора начинается уже на стадии подачи возражений (ходатайств), представляемых на акты выездных и камеральных налоговых проверок. Обращено  внимание слушателей на необходимость присутствия представителей в процессе рассмотрения материалов проверки и возражений, т.к. дает возможность более полно довести смысл своих доводов, разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.
Внимание аудитории обращено на то, что все акты ненормативного характера, решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы любым налогоплательщиком в установленные сроки путем подачи жалобы в письменном виде в вышестоящий налоговый орган, т.е. в Управление ФНС России по Самарской области. Не следует забывать об обязательности досудебного урегулирования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст.101 НК РФ.
 
Особое внимание слушателей было обращено на порядок подачи жалобы, и правильной их квалификации: на не вступившее в законную силу решение - апелляционная, и жалоба на вступившее в законную силу решение; на порядок оформления жалобы и представление копий приказов или доверенностей, в случае подписания жалобы не законным представителем.
До налогоплательщиков доведен порядок подачи жалоб на постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, а именно, на Постановление по делу об административном правонарушении: срок подачи жалобы в течение 10 суток со дня получения постановления; срок рассмотрения жалобы Управлением согласно КоАП РФ – в течение 10 календарных дней.
 
Отмечены преимущества досудебного аудита перед судебным порядком обжалования: сохранение деловой репутации; не требует значительных финансовых затрат; оперативность - месячный срок рассмотрения; в случае обжалования решения по результатам камеральной или выездной налоговой проверки в апелляционном порядке - отсрочка мер по взысканию доначисленных сумм.
По вопросу внесения изменений в часть 1 НК РФ проектом Федерального закона от 03.07.2012 и о концепции развития досудебного урегулирования споров выступил начальник отдела налогового аудита С.Г.Барацкова. В рамках выступления участники семинара ознакомлены с изменениями, определяющими срок вступления в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности и увеличивающими его до месяца, а также решений, принятых ФНС - день вручения его лицу, в отношение которого вынесено решение (представителю). Отмечен тот факт, что, во-первых, дается определение жалобы и апелляционной жалобы; во-вторых, предусматривается обязательный порядок обжалования практически всех видов актов ненормативного характера, а также действий (бездействий) должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суде, только после их обжалования в ВНО.
 
Слушатели ознакомлены с ожидаемым вводом в главу 19 НК РФ новых статей 139.1, 139.2, 139.3, которые предусматривают изменение срока на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца, исключение обжалования в апелляционном порядке решений о привлечении (отказе в привлечении), вынесенных ФНС; также изменится и срок для подачи жалобы, он устанавливается общий – в течение одного года; устанавливают требования к форме и содержанию жалоб, указывается на возможность предоставления вместе с жалобой дополнительных документов, подтверждающих позицию заявителя, а также основания, которые позволят оставить жалобу без рассмотрения.
 
Озвучены положения статьи 140 НК РФ, предусмотренные проектом Федерального закона, касающиеся увеличения сроков продления рассмотрения жалоб на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения до одного месяца, и напротив, снижение сроков рассмотрения иных жалоб до пятнадцати рабочих дней.
 
Новая редакция этой статьи предусматривает порядок пересмотра решений по жалобам, на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения. ВНО рассматривает все доводы обеих сторон, письменные пояснения и выносит (при необходимости) новое решение.
Обращено внимание аудитории на тот факт, что статья указывает на порядок рассмотрения жалоб в вышестоящем налоговом органе без участия лица, подавшего жалобу.
 
В ходе семинара большой интерес участников вызвал вопрос по концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013-2018 годы, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.02.2013г.  Были обсуждены положения о развитии примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров, формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также переход от досудебного порядка разрешения споров к внесудебному урегулированию споров без участия суда, путем развития примирительных процедур.
Семинар показал заинтересованность участников в налаживании партнерских отношений и прямых контактов при урегулировании налоговых споров.