ENG

Интервью и.о заместителя руководителя УФНС России по Самарской области А.В. Литонина на тему: "Обжалование актов и действий налоговиков: с 2014 года досудебный порядок стал обязательным"

63 Самарская область

Дата публикации: 16.01.2014

Издание: Самарский бухгалтер
Тема: Досудебное урегулирование налоговых споров
Источник:  http://sambukh.ru/articles/obzhalovanie-aktov-i-dejstvij-nalogovikov-s-2014-goda-dosudebnyj-poryadok-stal-obyazatelnym/#more-12532

– Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ внес достаточно много изменений в первую часть Налогового кодекса РФ. Причем изменения, касающиеся порядка досудебного разрешения налоговых споров, вступали в силу поэтапно.

– Да, в два этапа. Часть поправок, предусмотренных этим законом, начала действовать с 3 августа 2013 года, часть изменений вступила в силу с 1 января 2014 года.
– Что вообще следует понимать под досудебным обжалованием?
– Досудебное обжалование означает следующее. Если налогоплательщик не согласен с принятым инспекцией решением по налоговой проверке или с иными действиями налоговой инспекции, то, прежде чем обратиться в арбитражный суд, он должен сначала обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а именно в региональное Управление ФНС.
– Для чего введен досудебный порядок?
– Это своего рода фильтр, позволяющий облегчить работу судам. Они в буквальном смысле завалены исками налогоплательщиков к инспекциям, при этом многие споры на самом деле несложны и вполне решаемы без участия судебных органов.
– Давайте напомним, какой порядок досудебного обжалования действовал до 3 августа 2013 года.
– До 3 августа 2013 года обязательное досудебное обжалование было предусмотрено только для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности, принятых по итогам камеральных либо выездных проверок. Напомню, что такие решения выносятся в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ.

А вот решения, принятые вне рамок проверки (например, при нарушении сроков сдачи бухгалтерской отчетности), а также действия и бездействие инспекторов налогоплательщики могли обжаловать сразу в арбитражном суде.
– Какие изменения в правилах досудебного обжалования произошли с 3 августа 2013 года?
Во-первых, новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. С 3 августа 2013 года жалоба подается только в вышестоящий налоговый орган.

Также с 3 августа изменены сроки на подачу жалобы. Так, апелляционная жалоба (жалоба на не вступившее в силу решение) может быть подана в течение месяца со дня вручения решения.

Изменены сроки и на вынесение решений по жалобам. Жалоба на решение, принятое в порядке статьи 101 Налогового кодекса РФ рассматривается в течение месяца. По иным жалобам срок для вынесения решения – 15 рабочих дней.
– Что кардинально изменилось с 1 января 2014 года?
– Если до 1 января 2014 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании статьи 101 Налогового кодекса РФ, то с 1 января 2014 года досудебный порядок обжалования стал обязательным для всех решений, принятых налоговыми органами как в рамках проверки, так и вне рамок проверок. Кроме того, досудебный порядок распространился и на обжалование действий и бездействия должностных лиц налоговых органов.

Только решения, вынесенные непосредственно Федеральной налоговой службой и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной налоговой службы обжалуются сразу в судебном порядке, т.к. вышестоящего органа для ФНС не существует.
При этом, если налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган, но решение по ней своевременно принято не было (срок рассмотрения жалоб установлен в пункте 6 статьи 140 НК РФ), налогоплательщик вправе не ждать решения по своей жалобе, а идти в суд. Его действия в данной ситуации уже не расцениваются как нарушение досудебного порядка (п. 2 ст. 138 НК РФ в ред. Закона № 153-ФЗ).
– Я правильно понимаю, что с этого года суды не будут рассматривать споры, которые налогоплательщик не пытался решить в вышестоящем налоговом органе?
– Совершенно верно. Налогоплательщик сначала должен обязательно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
– А как быть, если, получив решение налоговиков, налогоплательщик не согласен лишь по его некоторым эпизодам?
– В этом случае, подавая жалобу в вышестоящий налоговый орган, надо четко указать, к какому именно эпизоду решения она относится. Если далее последует обращение в суд (в случае, если УФНС решение инспекции не отменит), то и в исковом заявлении следует указать на оспариваемый эпизод.
Еще раз подчеркну: обжалование в суде эпизода, который не был ранее обжалован в УФНС, является нарушением досудебного порядка урегулирования споров (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
– Хорошо. А что будет, если в направленной в вышестоящий налоговый орган жалобе вообще не окажется ссылки на тот или иной эпизод решения?
– В этом случае суд будут считать, что решение обжаловано в УФНС в полном объеме, включая спорный эпизод.
А вот в ситуации, когда в вышестоящем налоговом органе был обжалован один эпизод, а в суде совсем другой, в рассмотрении иска будет отказано.
– Когда частично обжалованное решение вступает в силу? Сначала необжалованная часть решения, а потом обжалованная?
– Нет. Необжалованная часть решения вступает в силу одновременно с обжалованной частью. Это происходит после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
– Довольно часто налогоплательщики, обращаясь с жалобой в вышестоящий налоговый орган, не приводят доводов в свою защиту. И аргументы, доказывающие неправоту налоговиков, впервые находят отражение только в исковом заявлении. Бывает и по-другому: в жалобе – одни доводы, а в исковом заявлении – другие. Это рассматривается как нарушение досудебного порядка?

– Нет, не рассматривается. Но, на мой взгляд, так поступать всё-таки не стоит. Объясню почему. Если аргументы впервые прозвучали только на суде, то судебные расходы (полностью или частично) могут быть отнесены на налогоплательщика. Если налогоплательщик ссылается на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то суд примет аргументы только при выполнении определенного условия, а именно: аргументы должны быть изложены не только в исковом заявлении, но и в жалобе, направленной в УФНС. В противном случае суд эти аргументы отклонит (постановление Пленума ВАС РФ № 57).
– Не будет ли обязательный досудебный порядок в итоге затягивать решение спора с налоговиками? Ведь не факт, что УФНС примет решение в пользу налогоплательщика. И тогда он пойдет в суд. А всё это лишнее время, которое придется пребывать в подвешенном состоянии…
– С другой стороны, в новой системе есть и совершенно очевидные плюсы для налогоплательщика. Вступая в судебную тяжбу, налогоплательщик, как правило, привлекает квалифицированных юристов, а значит, несет существенные расходы. А на административном уровне (обратившись с жалобой в УФНС) вопрос можно решить без привлечения дорогостоящих специалистов. Не потребуется платить и госпошлину: досудебное обжалование происходит бесплатно.