ENG

Интервью заместителя руководителя УФНС России по Самарской области А.В. Литонина "Создаем юридическое лицо: новшества и тонкости, которые следует учесть при регистрации"

63 Самарская область

Дата публикации: 15.05.2014

Издание: Самарский бухгалтер
Тема:  Регистрация
Источник:  http://sambukh.ru/articles/sozdaem-yuridicheskoe-lico-novshestva-i-tonkosti-kotorye-sleduet-uchest-pri-registracii/

Темы: Регистрация

С 5 мая 2014 года действуют новые правила регистрации компаний и ИП. Теперь заявителю больше не надо нотариально заверять подпись на заявлении при регистрации, если он подает документы лично. Такие изменения утвердил Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ. О новшествах в правилах регистрации компаний мы беседуем с А.В. Литониным, заместителем руководителя УФНС России по Самарской области.
– Итак, мы создаем компанию. Где можно найти перечень документов, которые надо представить в регистрирующий орган?
– Список документов, которые необходимо представить при создании юридического лица, приведен в статье 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Формы документов, представляемых при госрегистрации компаний, ИП и крестьянских фермерских хозяйств, а также требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г.
№ ММВ-7-6/25@.
– Возглавляет данный перечень заявление по форме № Р11001. В этом заявлении есть лист И. Скажите, для чего он предназначен?
– Он предназначен для сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Там предусмотрено поле для кода по основному виду деятельности и несколько полей для кодов по дополнительным видам. Каждое поле содержит шесть знаков.
– Заполнять надо все?
– Нет. Вполне достаточно указать не менее четырех знаков ОКВЭД.
– Какие еще документы должны быть представлены в обязательном порядке?
– Решение о создании юрлица, учредительные документы в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением) в одном экземпляре (в случае представления в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, выписка из реестра иностранных юридических лиц (в случае, если учредителем является зарубежная компания) и документ об уплате госпошлины.
– А документ, подтверждающий оплату уставного капитала, требуется?
– Нет. Этот документ в списке отсутствует. Кстати, хочу обратить внимание, что Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ пункт 2 статьи 16 Закона об ООО, устанавливающий, что на момент госрегистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину, упразднен.

Кроме того, в пункте 1 данной статьи изменен максимальный срок полной оплаты УК. Если раньше он составлял 1 год, то теперь – 4 месяца.
– Допустим, мы сформировали требуемый пакет документов. Какими способами можно передать его в регистрирующую налоговую инспекцию?
– Это можно сделать тремя способами. Можно вручить инспектору непосредственно в инспекции, можно направить по почте, можно передать в электронном виде через Интернет (в том числе через портал госуслуг).
– И что будет свидетельствовать о том, что пакет документов принят?
– Каким бы способом вы ни передавали документы, налоговики обязаны выдать вам расписку в получении. Вот только сроки будут разными. Так, если документы были переданы лично в руки, расписку выдадут в тот же день, при направлении через Интернет – на следующий день, а в случае почтового отправления – только после фактического получения.
– Иными словами, те, кто воспользовался услугами почты, вынуждены ждать расписки долго, оставаясь при этом в неведении относительного того, получила ли инспекция документы.
– Да, но период ожидания можно существенно сократить. Для этого нужно периодически заходить на официальный сайт регистрирующего органа по адресу www.nalog.ru. Как только налоговики получат документы, они сразу сообщат об этом в разделе «Электронные сервисы» в подразделе «Проверь себя и контрагента». А после того, как запись о вновь созданной организации будет внесена в ЕГРЮЛ, в этом же подразделе в свободном доступе появятся сведения о ее наименовании, адресе и т.д.
– Предположим, заявитель подает документы на регистрацию лично, предъявляя паспорт или через Интернет – в виде электронного документа с усиленной квалифицированной подписью. Ему нужно нотариально заверять свою подпись?
– Нет, теперь этого не требуется. Соответствующее изменение было внесено Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ.

Кроме того, сдать документы на регистрацию может и представитель заявителя.
Тогда к бумагам нужно приложить нотариальную доверенность.
– Что нужно учесть, выбирая наименование нового юридического лица?
– Сейчас многие учредители хотят зарегистрировать наименование, в котором использованы иностранные слова. Здесь нужно учитывать, что иноязычные заимствования возможны только в русской транскрипции. Дело в том, что, согласно пункту 3 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ, полное и сокращенное название должно быть представлено на русском языке или на языках народов России. Поэтому если в качестве названия организации будет заявлено IT Universe, инспекторы в регистрации откажут. Если же использовать транскрипцию «АйТи Юниверс», никаких проблем с регистрацией не возникнет.
– А зарегистрировать компанию под названием, которое уже используется другой организацией, можно? Если посмотреть в ЕГРЮЛ, то повторов там множество.
– Отказать в регистрации в связи с тем, что заявлено «чужое» наименование, налоговый орган не может. Поводом для отказа могут служить только недочеты, поименованные в пунктах 3 и 4 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ.

Но нужно понимать, что присвоение чужого наименования – это прямое нарушение норм Гражданского кодекса РФ. Запрет на дублирование названия содержится в статье 1474 Гражданского кодекса РФ. И правообладатель фирменного наименования в любой момент может опротестовать его использование другой компанией, а также потребовать возместить ему причиненный этим ущерб.
– Насколько важно правильно указать юридический адрес будущей компании?
– Очень важно. Кстати, правильность адреса можно проверить заранее. Для этого нужно зайти на официальный сайт ФНС России и выбрать раздел «Электронные сервисы». Далее следует выбрать подраздел «Федеральная информационная адресная система», где реализован бесплатный доступ к адресной базе ФИАС. Указанные в ней названия областей, районов, городов, улиц и проч., являются корректными, и их следует в точности повторить в учредительных документах и в заявлении о регистрации.
– Есть ли чисто «технические» правила, которые нужно соблюсти, чтобы избежать отказа в регистрации?
– Есть. Например, один из поводов для отказа — неверный выбор чернил при ручном заполнении заявления о регистрации. На первый взгляд может показаться, что цвет чернил не играет большой роли, однако на самом деле это очень важная деталь. В требованиях к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, четко указано, что чернила должны быть черными. Поэтому, если заявление заполнено синей ручкой, налоговики вынесут решение об отказе в государственной регистрации.
– Понятно. А госпошлину в случае отказа в регистрации налоговый орган вернет?
– Нет, не вернет. Исчерпывающий перечень причин для возврата пошлины содержится в пункте 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ. И отказ в регистрации в этом перечне не упомянут.

Что же касается документов, представленных для регистрации, то они тоже останутся в налоговой инспекции. При этом инспекторы обязаны будут обеспечить учет и хранение этих документов (п. 3.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).