ENG

Интервью и.о.заместителя руководителя УФНС России по Самарской области О.А. Криковой «Упрощенец» открывает обособленное подразделение: моменты, которые следует предусмотреть.

63 Самарская область

Дата публикации: 28.07.2014

Издание: Самарский бухгалтер
Тема: Обособленные подразделения и филиалы. Регистрация УСН.
Источник:  http://sambukh.ru/articles/uproshhenec-otkryvaet-obosoblennoe-podrazdelenie-momenty-kotorye-sleduet-predusmotret/#more-14252

О том, как правильно зарегистрировать обособленное подразделение в ИФНС, какие расходы, связанные с открытием нового офиса, учитываются в налоговой базе при УСН, как вести учет по УСН, если у организации есть обособленное подразделение, мы беседуем с О.А. Криковой, и.о. заместителя руководителя УФНС России по Самарской области.

– Итак, налогоплательщик, применяющий УСН, принял решение открыть обособленное подразделение. Вправе ли он это сделать?

– Если речь идет именно об обособленном подразделении, то да, вправе. Если речь идет об открытии филиала или представительства, то это грозит налогоплательщику утратой права на применение УСН. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

– Тогда давайте поясним, чем же обособленное подразделение принципиально отличается от филиала и представительства.

– Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ, обособленное подразделение – это офис, склад или иное производственное помещение, которое находится вне места нахождения головной организации и на котором оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца.

Создание обособленного подразделения в уставе организации не отражается. А вот информация о наличии у организации филиала или представительства обязательно должна содержаться в уставе организации. Это первое и главное отличие. Второе отличие – разница в функциях. Так, согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ, представительства обязаны представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту. А филиалы – выполнять все функции юридического лица либо их часть, в том числе и функции представительства. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

– Предположим, «упрощенец» всё-таки открыл филиал. С какого момента он «слетит» с УСН?

– Право на применение УСН будет утрачено с начала квартала, в котором зарегистрированы изменения в уставе. Об этом говорится в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

– И какими налоговыми последствиями это грозит бывшему «упрощенцу»?

– Он будет обязан с начала квартала начислять все налоги общего режима – налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

Если налогоплательщик уплачивал страховые взносы по льготным ставкам, то при утрате права на УСН придется доплатить взносы. И уже с начала расчетного периода, то есть с 1 января. Также придется сдать уточненные расчеты по взносам.

– При этом больше всего проблем возникнет именно с НДС.

– Да, именно так. Потому что придется начислить его со стоимости всех уже реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал. И в случае, если покупатель или заказчик уже рассчитались с налогоплательщиком и не согласятся доплачивать, то НДС бывшему «упрощенцу» придется платить за счет собственных средств.

– Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

– Нужно в любом случае, даже если обособленное подразделение находится на территории подведомственной той же налоговой инспекции, в которой состоит на учете сама организация.

– А в какую налоговую инспекцию нужно в этом случае обращаться – в свою или по месту нахождения обособленного подразделения?

– Налогоплательщик должен обратиться в свою инспекцию, туда, где он состоит на учете. Порядок действий таков. В течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения в налоговый орган следует подать сообщение об открытии обособленного подразделения. Форма сообщения № С-09-3-1 утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ . Больше никаких дополнительных документов прикладывать к сообщению не требуется. На основании поданного сообщения налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика в течение пяти дней поставит обособленное подразделение на учет (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).

Также об открытии нового обособленного подразделения следует сообщить и отделениям ПФР и ФСС, в которых зарегистрирована организация.

– Чем грозит налогоплательщику опоздание с подачей сообщения о создании обособленного подразделения?

– Штрафом в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).

– А с какого момента начинается исчисление месячного срока? Ведь в Налоговом кодексе РФ на этот счет ничего не сказано.

– Мы полагаем, что отсчитывать месяц следует со дня создания стационарного рабочего места в обособленном подразделении или со дня приема на работу первого работника в обособленное подразделение. Аналогичной позиции придерживается и Минфин РФ в письме от 18 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-67.

– Чтобы подать сообщение о создании обособленного подразделения, в налоговую инспекцию обязательно являться лично?

– Необязательно. Сообщение можно отправить по почте заказным письмом либо прислать по ТКС, заверив ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного лица (то есть лица, у которого есть соответствующая доверенность).

– Как правило, помещение под новое обособленное подразделение арендуется. Можно ли расходы по арендной плате учесть в расходах по упрощенной системе налогообложения?

– Да, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1статьи 346.16 Налогового кодекса РФ полученные доходы уменьшаются на произведенные расходы в виде арендной платы за арендованное имущество.

– Нужно ли отражать в договоре аренды условие о том, что «упрощенец» будет перечислять арендодателю коммунальные платежи?

– Конечно, лучше это условие отразить в договоре. Если в договоре будет указана величина арендной платы уже с учетом коммунальных платежей, или будет значиться условие о том, что арендатор перечисляет арендодателю, кроме фиксированной суммы, еще и компенсацию стоимости фактически потребленных коммунальных услуг, тогда все перечисленные арендодателю суммы арендатор сможет учесть в налоговой базе при УСН на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Ну, а если в договоре будет указана величина арендной платы без учета коммунальных платежей и нет дополнительных условий, а арендодатель требует перечислять ему еще и компенсацию, то эту компенсацию включить в расходы у арендатора-«упрощенца» не получится.

– А если «упрощенец» собирается перечислять коммунальные платежи самостоятельно на счета обслуживающих предприятий?

– И в этом случае соответствующее условие надо включить в договор аренды. Тогда стоимость коммунальных услуг можно будет отразить в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

– Еще такой вопрос. Сможет ли «упрощенец» учесть расходы на ремонт помещения, которое он арендует?

– Да, конечно. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в виде ремонта основных средств (в том числе арендованных). Однако нужно помнить, что расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

– Открытие нового подразделения всегда требует приобретения мебели, оргтехники и т.д. Такие расходы можно учесть в налоговой базе по УСН?

– Да, при условии, что приобретенное имущество будет использоваться в хозяйственной деятельности организации. Порядок учета зависит от стоимости купленного имущества. Если стоимость выше 40 000 рублей, то объект относится к основным средствам, соответственно его стоимость можно списать в расходы после его оплаты и ввода в эксплуатацию в течение налогового периода за отчетные периоды равными долями. Если же стоимость приобретенного имущества меньше 40 000 рублей его стоимость должна учитывается в расходах единовременно после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

– А расходы на приобретение самого помещения можно будет учесть?

– Безусловно. Помещение будет учитываться в составе основных средств, и затраты на покупку можно будет списывать до конца налогового периода равными долями. Напомню, об обязательных условиях: покупка помещения должна быть оплачена, помещение должно быть введено в эксплуатацию и документы должны быть поданы на государственную регистрацию права собственности на объект.

– Еще один вид расходов, без которого не обойтись, – транспорт: и мебель, и оборудование нужно перевезти в обособленное подразделение.

– В случае, если «упрощенец» использует свой транспорт, то затраты на бензин и т. п. можно учесть согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. А если он пользуется транспортными услугами сторонних организаций, то такие затраты можно учесть в составе материальных расходов.

– В период открытия нового подразделения часто приходится привлекать сотрудников на работу и в выходные, и в праздники. Можно ли учесть при УСН расходы на оплату внеурочной работы?

– Можно. В данном случае речь идет о расходах на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Их состав определяется в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ. Начисления стимулирующего или компенсирующего характера (доплаты за сверхурочную работу, работу в выходные или праздничные дни, а также за выполнение дополнительных функций) значатся в пункте 3 указанной статьи.

– Есть ли какая-то специфика учета в обособленном подразделении при УСН?

– Учет ведется в обычном порядке. Все доходы и расходы, отражаемые в налоговой базе, должны быть записаны в книге учета доходов и расходов. Кстати, отдельной книги учета для обособленного подразделения оформлять не нужно, она ведется единая по всей организации.

– А как «упрощенцу» платить налоги и сдавать отчетность при наличии «обособки»?

– «Упрощенный» налог по всем видам деятельности с учетом доходов обособленного подразделения уплачивается по месту учета головной организации. Туда же сдается отчетность по нему (п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Земельный налог уплачивается (и соответственно сдается отчетность) по месту расположения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 и ст. 398 НК РФ). То есть в данном случае по месту учета обособленного подразделения.

Также по месту учета обособленного подразделения уплачивается (и сдается отчетность) «вмененный» налог в том случае, если деятельность обособленного подразделения переведена на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ) и оно осуществляет виды деятельности, по которым организация обязана встать на учет по месту осуществления предпринимательской деятельности.

– А НДФЛ с доходов сотрудников обособленного подразделения?

– Налог следует уплачивать по месту учета подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Равно как и справки 2-НФДЛ (письма Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-348, ФНС России от 7 февраля 2012 г. № ЕД-4-3/1838).