ENG

Руководитель УФНС России по Самарской области Константин Шелудяков уверен, что в судьбоносные для жизни страны и общества моменты нужно опираться на службы, призванные делать государство сильнее

63 Самарская область

Дата публикации: 21.11.2014

Издание: Журнал "Первый"
Тема: Деятельность УФНС и ИФНС
Источник:  http://firstsamara.ru/?p=4349

В судьбоносные для жизни страны и общества моменты нужно опираться на службы, призванные делать государство сильнее - об этом в интервью «Первому» рассказал руководитель УФНС России по Самарской области Константин Шелудяков.

- Какие основные задачи стоят сегодня перед налоговой службой?

- Специфика нашей службы такова, что и в краткосрочном периоде, и на ближайшие два-три года, и дальше перед нами стоят две основные задачи, и, соответственно, два направления, по которым мы и работаем: формирование налоговой составляющей бюджетов всех уровней и предоставление государственных услуг населению. С одной стороны, наполнение бюджета – основная обязанность налоговых органов, вне зависимости от социального строя или политического устройства государства. С другой стороны, мы должны обеспечить жителям нашей страны наиболее комфортные условия для уплаты налогов. Благодаря позиции руководителя Федеральной налоговой службы РФ Михаила Мишустина у нас хорошо развиты сервисные услуги электронного документооборота посредством Интернета. Таким образом, расширение объема и повышение качества услуг для налогоплательщиков в числе наших главных приоритетов. А среди задач следующего уровня (назовем их условно подзадачами) – повышение эффективности контрольной работы, ввод новых электронных сервисов, в частности, автоматизированной системы налоговых органов АИС «Налог-3», улучшение работы по снижению задолженности, усиление правового обеспечения деятельности налоговых органов.
 
- Насколько вы вдохновлены приходом команды Николая Меркушкина, его планами, курсом на консолидацию всех сил губернии и где вы видите место своей службы в этом процессе?
- Думаю, нам повезло, что во главе Самарской области встал такой высокопрофессиональный руководитель, обладающий столь богатым опытом управления регионом. Очевидно, что принятый им курс вызывает доверие жителей губернии. За два с небольшим года нашему губернатору удалось главное – убедить людей поверить власти. Это доказывают прошедшие выборы, на которых Николай Иванович получил самый высокий процент голосов среди всех кандидатов на посты глав субъектов РФ, участвовавших в выборах, – 91,35%. Именно таким образом люди высказали свое доверие государству, руководству страны и в том числе руководству области. С этой задачей наш губернатор справился на «отлично». Разумеется, нам чрезвычайно важно, насколько доверительно губернатор относится к нашей службе. И я вижу подтверждение этому отношению: все наши инициативы, возможность доложить ему что-то лично, предложения всегда находят оперативный отклик. Еще ни разу не было проблемы, пути решения которой мы не смогли бы найти совместно. Мне очень импонирует этот человек – доброжелательный, спокойный, обстоятельный, мудрый, уверенный политик, который знает, что делает и что, на мой взгляд, главное – его слова не расходятся с делами. Именно это, наверное, в большей степени вызывает личную симпатию, доверие, желание трудиться более энергично и эффективно. Я считаю, что он, если можно так выразиться, современный флагман нашей губернии, всех процессов. Он, как буксир, который идет по нашей Волге против течения, невзирая на волны, жару, дождь, снег – идет вперед, потому что знает путь. И мы стараемся следовать в его фарватере. Одним словом, мы ощущаем себя членами команды губернатора в полном объеме, и не просто ощущаем, но полагаем, что при его активности и наша собственная команда будет работать еще более продуктивно.
 
- В последнее время в СМИ всплывают отрывочные факты по статистике вашей службы, иногда вырванные из контекста экономических и политических событий. Можете ли вы открыть и прокомментировать статистику по сбору налогов за последние, например, пять лет?
- Если брать четыре последних года, мы наблюдаем устойчивый рост налоговых сборов, хотя должен отметить, что налоговым администрированием в губернии занимается не только наше управление. Есть еще девять межрегиональных инспекций, которые администрируют некоторые предприятия Самарской области – крупнейшие компании федерального уровня, в частности, относящиеся к нефтедобывающему и нефтеперерабатывающему комплексу. Я вынужден извиниться за использование некоторых специальных терминов в моем ответе на этот вопрос и, возможно, в дальнейшем нашем разговоре, потому что вряд ли без них смогу наиболее полно ответить. Темпы сбора налогов примерно одинаковы, а если они и замедляются, например, по 2013 году, то мы знаем причину. Основное снижение было получено по акцизам на нефтепродукты, перечисляемым в Межрегиональное операционное Управление при УФК Москвы, по причине подтверждения возмещения из бюджетной системы по нефтеперерабатывающим заводам Самарской области. Кроме того, в 2012 году у нас изменилось законодательство: налог на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков с 2013 года теперь поступает по новым правилам. Если раньше, к примеру, три наших нефтеперерабатывающих завода и ОАО «Самаранефтегаз» получаемую прибыль рассчитывали только от своей деятельности, то сейчас прибыль определяется уже с учетом результатов всех предприятий компании «Роснефть». Таким образом, прибыль высокорентабельных и высокоприбыльных предприятий неизбежно будет нивелироваться за счет убыточных. Разумеется, в связи с этим прибыль консолидированных групп налогоплательщиков уменьшилась, соответственно, и поступления в бюджет области стали снижаться. Насколько мне известно, аналогичная ситуация наблюдается во всех регионах с высокоразвитой промышленностью. Есть некоторые проблемы и с собираемостью налогов по 2014 году, но этот недобор сложился по объективным причинам. Вот вам яркий пример – ситуация с ликероводочным комбинатом «Родник», у которого была отозвана лицензия на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ввиду ряда серьезных нарушений, выявленных подразделениями Министерства внутренних дел. Результат этих нарушений – мы недобираем порядка 700 млн рублей по акцизам на алкогольную продукцию. С одной стороны, разумеется, ничего хорошего для бюджета Самарской области в этом нет, но ведь и позволять предприятию вести незаконную деятельность нельзя ни в коем случае. В данной ситуации мы видим свою задачу в том, чтобы помочь областному правительству сделать все возможное, чтобы эта компания платила налоги правильно и производство развивала эффективно.
Уменьшение поступлений налога на имущество организаций в сумме 1,1 млрд рублей по сравнению с планируемым связано с предоставлением льгот организациям, осуществляющим на территории Самарской области инвестиционную деятельность. Надеюсь, что этот стратегический подход руководства Самарской области в дальнейшем даст свои результаты и налоговая база в будущем увеличится. Однако необходимо отметить, что за 9 месяцев 2014 года по главному бюджетообразующему налогу любого региона – НДФЛ – мы получили рост на 12,3%. Также рост был получен и по акцизам на пиво, почти на 28%. Все это связано с результатами работы правительства Самарской области по расширению налогооблагаемой базы.
Можно было бы подкрепить мои комментарии еще и рядом сухих, на первый взгляд, цифр, которые, тем не менее, очень четко отражают динамику поступлений налогов и сборов на протяжении последних лет. Но, чтобы не утомлять читателя, который при желании может найти все цифры на нашем сайте, отмечу: с 2010 года общий объем поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ по нашему субъекту ежегодно увеличивался от 20 до 30%, что позволяет сделать вывод о грамотной социально-экономической политике правительства Самарской области и слаженной работе налоговых органов. За 9 месяцев текущего года в консолидированный бюджет РФ поступило более 228 млрд рублей, что почти на 8% больше, чем за аналогичный период 2013 года.
 
- В связи с острой политической обстановкой повышается патриотический настрой населения. По-вашему, должен ли патриотизм повысить требования к себе налогоплательщиков? Организует ли ваша служба мероприятия с общественностью, выявляющие эти задачи?
- Я могу ответить с определенной долей уверенности в отношении наших сотрудников, а их три с половиной тысячи человек. Да, по своему коллективу я чувствую, что патриотические настроения активизируются. Это естественная реакция при той внешней ситуации, которая сложилась. Однако я считаю, что патриотизм сегодня должен выражаться еще и в повышении обоюдной ответственности всех участников процесса налогового администрирования. Против тех, кто умышленно уклоняется от уплаты налогов, придумывая разного рода сомнительные схемы (сегодня это называется агрессивным налоговым планированием), мы принимаем и будем принимать соответствующие меры. Ведь перед нашей службой стоит и такая задача. Сегодня мы можем наблюдать положительные изменения, которые претерпевает наш регион: строительство дорог, ремонт школ и больниц, благоустройство города. Все хотят жить в современном развивающемся государстве, и без своевременного и качественного пополнения бюджета это невозможно, следовательно, гражданский и конституционный долг каждого гражданина – это уплата налогов.
 Вопросы финансовой грамотности и вопросы работы с населением у нас тесно переплетаются. Налоговая служба проводит мероприятия, направленные на прямое общение с жителями. Это и Дни открытых дверей, и семинары для налогоплательщиков в инспекциях, уроки налоговой грамотности для школьников. Ежеквартально инспекциями проводятся семинары с налогоплательщиками, где наши сотрудники рассказывают об изменениях налогового законодательства, об электронных сервисах ФСН, отвечают на вопросы по налогообложению. В центрах массового посещения людей сотрудники налоговых органов ведут разъяснительную работу с населением, подключают всех желающих к личному кабинету. Кроме того, я сам и мои заместители проводим личные приемы граждан, где каждый может напрямую задать нам все интересующие вопросы.
 
- Среди ваших подчиненных наверняка есть лидеры – люди, которые не боятся брать на себя ответственность за выполнение плана, победители в разных «номинациях». Назовите ваших героев.
- Ритм работы в налоговых органах очень интенсивен. Перед нашей службой стоит жесткая задача – обеспечить плановые показатели уровня доходов в бюджеты всех уровней. Поэтому каждый сотрудник – часть слаженного механизма, где, выполняя поставленные задачи, работник вносит свой вклад общее дело.
Среди сотрудников Управления я бы отметил исполняющего обязанности заместителя руководителя Глеба Александровича Рушковского, курирующего вопросы контрольной работы, Галину Викторовну Бабкову – начальника аналитического отдела, Галину Александровну Слесареву – начальника камерального отдела, начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Елену Константиновну Карпову, Софью Николаевну Туманину – начальника отдела анализа и планирования налоговых проверок.
По лидерам районных инспекций: наиболее активно реализуют налоговую политику в части администрирования руководители инспекций Федеральной налоговой службы по Промышленному и Октябрьскому районам – Тамара Романовна Супрун и Владимир Николаевич Макаров, межрегиональных инспекций ФСН №18 – Александр Рауфович Юнусов и №2 города Тольятти – Владимир Александрович Сычев. Все эти люди – высокие профессионалы в своем деле. И таких у нас очень много. Только в текущем году благодарностями, грамотами, знаками отличия руководителя Федеральной налоговой службы были отмечены порядка тридцати сотрудников налоговых органов Самарской области. По сравнению с другими регионами это очень высокий показатель. Здесь наша губерния тоже в числе лидеров.
 
- В последние месяцы общество активно обсуждает изменения налогового законодательства: введение новых налогов, повышение существующих. Не могли бы вы прокомментировать ситуацию?
- Существует определенный механизм введения новых налогов, и мы, конечно, слухи не анализируем и не обсуждаем. Налоговая служба оценивает механизм, уровень, сложность собираемости налогов. И после всестороннего анализа дает заключение о целесообразности введения тех или иных налогов. На этом этапе налоговая служба участвует в подготовке и обсуждении новых налогов и механизма их сбора. Что касается налога с продаж, с инициативой введения которого выступило Министерство финансов России, руководство страны дало однозначную оценку: этот налог признан нецелесообразным. Он был отклонен еще на уровне первичных инициатив. Ни о каких новых налогах пока нам говорить не приходится, кроме налога на имущество. Но он не новый, просто изменился подход к определению ставки: оценочная стоимость стала не инвентаризационной, а кадастровой. Определение особенностей некоторых налогов и установку ставок федеральный центр, в соответствии с законодательством, делегировал регионам. Поэтому мы также тесно сотрудничаем с отраслевыми министерствами правительства Самарской области, анализируем, обсуждаем, оцениваем механизм сбора и эффективность этих налогов до принятия решений губернской думой.
 
- Как вы считаете, средства коммуникаций нового поколения играют свою роль в сборе налогов и сборов?
- Конечно. Федеральная налоговая служба одной из первых начала использовать в своей работе информационные технологии. Задачу сформулировал руководитель ФНС Михаил Мишустин: «Создать условия, при которых платить налоги было бы проще и удобнее, чем пытаться от них уклоняться. Заплатить можно будет, не выходя из дома или пару раз нажав на клавиши мобильного телефона по пути на работу». Сейчас на сайте ФНС действует 35 электронных сервисов-помощников, благодаря которым мы общаемся с населением.
Популяризируется «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», с помощью которого граждане могут уточнить сведения об имеющемся имуществе, о наличии переплаты и задолженности, платить налоги через Интернет без комиссии. К данному ресурсу уже подключено более 270 тысяч человек. Более 91% юридических лиц и около 70% предпринимателей сдают свою отчетность в электронном виде через спецоператоров. Интернет-сервисы позволяют налогоплательщику общаться с налоговыми органами дистанционно.
 
- Недавно при вашей службе был учрежден Общественный совет как вектор в сторону открытости вашей службы. Какие задачи вы ставите перед ним?
- Сегодня на первый план в работе налоговой службы вышли такие направления, как клиентоориентированность и информационная открытость. Именно потому при Управлении создан общественный совет, в состав которого вошли люди разных профессий и сфер деятельности. Совет содействует в разработке мероприятий, направленных на повышение налоговой культуры жителей региона. Также в его компетенцию входит мониторинг эффективности деятельности налоговой службы, качества предоставления услуг налогоплательщикам. Общественный совет создан и для повышения авторитета налоговой службы, для прямого контакта с налогоплательщиками, для поднятия роли налоговой службы в среде налоговой службы как таковой. Да и обратная связь с обществом нам необходима. Ведь при всем консерватизме задач мы позиционируем себя как открытую организацию.
У нас уже прошли несколько заседаний общественного совета, к примеру, совсем недавно состоялась встреча с предпринимателями Сызрани, где я тоже участвовал. Мы выслушивали представителей бизнеса, я отвечал на их вопросы. В ближайшее время планируем провести такие встречи с бизнесменами Тольятти и Самары. Помимо всего прочего, члены общественного совета участвуют еще и в аттестационных конкурсных комиссиях при рассмотрении вопросов, связанных с замещением вакантных должностей, помогают выработать правильные решения в кадровых вопросах, выдают свои заключения по той или иной кандидатуре.
 
- Как вы относитесь к налоговым амнистиям? Как они появляются? Кто служит инициатором?
- По инициативе руководителя ФНС России правительством Российской Федерации принят федеральный закон «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Он внес многочисленные поправки в действующее законодательство, но самым важным нововведением стало списание задолженностей по транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года. Решение о списании принимается налоговым органом самостоятельно по месту учета физического лица – налогоплательщика. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года, и за время его действия было списано 1 512,8 млн рублей.
Я считаю, что если государством новые меры взыскания недоимок не предусматриваются, а имеющиеся исчерпаны, то, конечно, долги следует списать. Амнистия – в принципе, хорошее слово, поскольку заключает в себе социальную направленность. И реакция общества на такие мероприятия в большинстве случае положительная, ведь это же налоговая, а не уголовная амнистия. К тому же, это амнистия не для предприятий, имеющих миллионные долги перед государством, а для физических лиц, где суммы задолженности исчисляются в 500, 1000 рублей. Техника сбора налога намного дороже, да и в историю можно погружаться лишь до определенной степени.
 
- Как оптимально выстроить отношения с бизнесом в налоговой сфере, чтобы бизнес в России и в нашей губернии стал чувствовать себя более уверенно и комфортно?
- Я уже говорил о нашем подходе во взаимоотношениях с правительством Самарской области и о приоритетах в работе налоговой службы, в том числе и открытости в работе с налогоплательщиками. От бизнес-сообщества мы ожидаем открытой и честной работы. Очень важно, чтобы возникающие в такой системе взаимоотношений разногласия и конфликты разрешались в досудебном порядке. Это выгодно как налогоплательщикам, так и налоговым органам. Сегодня стиль работы нашей службы меняется, смещаются акценты – это общая тенденция в федеральной налоговой службе. ФНС все больше стремится к более обоснованным и результативным проверкам, что достигается путем предпроверочного анализа.
Одна из задач, стоящих перед налоговой службой, – создать равные для всех хозяйствующих субъектов условия в части налоговой нагрузки. При общем сокращении количества выездных проверок, снижения пресса налогового администрирования нам удалось выявить нарушения налогового законодательства у недобросовестных налогоплательщиков за 9 месяцев текущего года на сумму более 5 млрд рублей, что больше примерно на 14%, чем за аналогичный период прошлого года. Налоговые органы должны действовать объективно, избирательно, если хотите, точечно – в рамках налогового законодательства. И в то же время предоставлять информацию о возможных налоговых рисках, чтобы налогоплательщик самостоятельно оценил их. Интернет-сервис «Риски бизнеса – проверь себя и контрагента» поможет в этом.
Мы проводим информационно-разъяснительные мероприятия с налогоплательщиками – юридическими лицами точно так же, как и с физическими, о чем я вам уже рассказывал. Для удобства юридических лиц ФНС России также предусмотрело возможность подачи деклараций по телекоммуникационным каналам связи, использование Интернет-сервисов, в том числе «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица». Сегодня стало возможным решать множество вопросов, не посещая инспекции. В то же время и эффективность нашей работы повышается, что позволяет нам уверенно занимать лидирующие позиции среди других регионов РФ. От нашей качественной работы зависит чрезвычайно важная задача – наполняемость бюджета Самарской области. И я уверен: налоговая служба не подведет!
 
- 21 ноября ваш профессиональный праздник – День налоговых органов. Чего вы пожелаете тем, кто в строю, и ветеранам налоговой службы?
- Налоговая система – основа богатого, крепкого государства. В этот день я хочу поздравить всех, кто посвятил свою жизнь важному и нужному делу – обеспечению финансовой независимости нашей страны. Пользу труда налогового инспектора сложно переоценить. Наша профессия требует максимальной сосредоточенности, профессионализма и самоотдачи. Желаю всем сотрудникам налоговых органов стабильной, удачной, плодотворной работы и личного благополучия.