ENG

«Быть человечнее – не значит обходить закон»

63 Самарская область

Дата публикации: 10.01.2019

Издание: Журнал "Первый"
Тема: Налогообложение
Источник:  http://firstsamara.ru/2019/01/byt-chelovechnee-ne-znachit-obkhodit/

Руководитель Общественного совета при УФНС области убежден: совет должен стать буфером между теми, кто платит налоги, и теми, кто их собирает.

Почти два года назад, в мае 2017-го, приказом УФНС России по Самарской области был утвержден второй состав Общественного совета, в который вошли 14 человек, в том числе государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Александр Бахмуров. Более 10 лет он возглавлял областное управление, знает работу налоговой службы изнутри. Сегодня он возглавляет Общественный совет и многое делает для того, чтобы этот орган был работающим, приносил реальную пользу – и налогоплательщикам, и самим налоговикам.

Светлана Ишина.

Насколько успешной была деятельность Совета в 2018 году, что в планах на 2019-й?

И событий, и планов много, это не может не радовать. Мы работаем на благо людей и за прошедший год уже что-то смогли сдвинуть с мертвой точки. У нас в совете люди толковые, а главное – неравнодушные, стремятся докопаться до каждой мелочи. Это большая экспертная площадка. Мы сами – я и Владимир Владимирович Московский, заместитель председателя Общественного совета – много лет отдали налоговой службе, для нас дело чести – способствовать тому, чтобы ее работа была прозрачной, а главное – понятной людям. Чтобы менялось отношение к ней обычных граждан. Это очень важно. Все остальные члены нашей «команды» тоже работают на эту цель. И работают эффективно.

В конце года (точнее – 21 ноября) в России отмечался День работника налоговых органов РФ. Что для вас значит этот праздник?

Для меня это день рождения, в буквальном смысле: я родился 22 ноября. А в 1997 году, когда меня назначили руководителем УФНС по Самарской области, в России был учрежден этот профессиональный праздник. Такое вот совпадение! Поэтому мое назначение и вся моя дальнейшая карьера прошла и продолжает находиться под знаком этого праздника. Налоговая служба – это большая часть моей жизни.

Следите ли вы за результатами деятельности областного управления? И сравниваете ли, когда было лучше – сейчас или при вас?

Признаюсь, при предыдущих руководителях службы, до Александра Вихрова, за работой УФНС я толком не следил. Знал, что дела идут по-разному, но не заострял особо внимания на этом. В конце 1990-х – начале 2000-х годов по собираемости налогов наша область занимала второе-третье место в России. Мы шли после налоговых служб Москвы и Ханты-Мансийска (его, в силу того, что он газовый гигант, переплюнуть было действительно трудно). Опережали даже Санкт-Петербург, не говоря уж о городах Приволжского федерального округа. Но позже эти позиции были утрачены, к сожалению.
С приходом же Вихрова, грамотного, добропорядочного человека, многое в службе изменилось. И сегодня я не просто наблюдаю ее деятельность со стороны, но и сам стараюсь способствовать ее развитию – в качестве руководителя Общественного совета.
Члены совета представляют интересы налогоплательщиков, поскольку сами ими являются. Но они же (многие из них) сами руководители и видят проблемы налогообложения глазами работодателей. Так что совет выступает в роли некоего «буфера», площадки, на которой обсуждаются самые злободневные вопросы налогообложения. Это уникальное сообщество. И самое ценное – у нас нет «мертвых душ». Совет действительно работает. Не для галочки.

Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает областной налоговой службе?

Гласности. И еще, мне кажется, отделы в городах и районах живут каждый сам по себе, в отрыве от областной службы. Существует какая-то разобщенность. И то, что Александр Владимирович начал работу по объединению службы, на мой взгляд, очень правильно. В течение всего года он лично участвовал практически во всех выездных заседаниях нашего совета, побывал во всех городских и районных инспекциях области. Пытается донести до каждого руководителя простую мысль: нужно, чтобы каждый сотрудник службы видел и сознавал общую цель, понимал, что наша жизнь зависит от показателей его работы. Вот этого осознания, мне кажется, еще не хватает.

В 2018 году совет работал, прямо скажем, бурно. Даже наш руководитель – директор журнала «Первый в бизнесе и власти» Олег Долгов-Лукьянов – более десяти раз выезжал в область, вместе с вами вел прием граждан, участвовал в круглых столах по проблемам налогообложения. И это только один член совета. А их у вас 14! Вы довольны их работой?

Доволен. И вы, безусловно, правы, за этот период Олег Владимирович принял сотни людей и сотням людей разъяснил то, чего они не знали. Причем как при личных встречах, так и в журнале – ваше издание регулярно освещает работу УФНС. Так же активно освещают ее на телевидении, в газетах. Все это преследует одну цель – чтобы налогоплательщики и работодатели как можно больше знали о системе налогообложения, чтобы не путались в вопросах, могли оперативно получить ответы специалистов. И если вернуться к вашему вопросу о том, чего не хватает налоговой службе, скажу: все еще не хватает гласности. Сделано достаточно, но впереди – еще много работы в этом направлении.
Главное, что мы сделали в 2018 году, – организовали прием населения в районах. Подумайте сами: какой человек, живущий в отдаленном районе области (в Клявлино или, к примеру, в Большой Черниговке) специально поедет в Самару, чтобы попасть на прием в Общественный совет УФНС? Да никто не поедет! Это же время, да и деньги немалые. А когда мы сами приезжаем на места – совсем другое дело. И еще один момент: мы видим, как на наших глазах меняется отношение граждан к налоговому органу.

Люди перестали воспринимать налоговую службу как репрессивный орган?

Представьте себе, перестали. Или постепенно перестают. Мы вели прием в Тольятти, и некоторые граждане говорили мне в глаза: в налоговой службе одни коррупционеры! Спрашиваю: почему вы так решили?! Отвечают: потому что звонишь – бросают трубки, невозможно решить вопрос. Мы стали разбираться, и оказалось: то, что годами не решалось, можно решить за один день! Пока мы вели прием, почти все – не 100%, но почти все вопросы были решены. Вот вам и ответ на вопрос о значимости нашей работы.

Какой вывод сделали вы, ваши коллеги по совету, общаясь с людьми на таких прямых встречах? И что самое трудное для вас во время проведения выездных приемов?

И вывод, и урок один: нельзя воспринимать человека, который пришел на прием, каким бы он ни был – раздраженным, разгневанным, может быть, даже кричит на тебя, – как какого-то хама, не умеющего цивилизованно разговаривать. Надо просто его выслушать, независимо от твоего личного состояния. Вникнуть и помочь. Мы действительно «буфер» между людьми и налоговым органом, это наша суть, миссия наша.

Получается, вы даете рецепт, который надо распространять, и не только в налоговой службе – в любых государственных учреждениях, которые работают с населением: людей надо выслушивать, а их проблемы – решать.

Совершенно верно. И этот рецепт прост: нужно быть человечнее. Вставать в позу нельзя. При этом закон, конечно же, нужно соблюдать. Быть человечнее – не значит обходить закон.

Вы упомянули, что налоговая служба области изменилась с приходом Александра Владимировича Вихрова. В чем это выражается, кроме курса на открытость, который он взял?

В первую очередь, в его отношении к самим сотрудникам городских и районных налоговых органов. Мы видели это во время выездных приемов. К нему подходили, благодарили и говорили: до вас к нам никто из начальства не приезжал. Напрашивается вопрос: как же можно не приезжать в свои подразделения, не знать, кто и как там работает? Но так было… А Вихров объехал вместе с нами все районы, посмотрел, какова обстановка в инспекциях, как работают сотрудники, как расходуются деньги, которые им выделяют – идут они на нужды инспекции или только на мебель в кабинет начальника. Он обязал своих заместителей минимум раз в квартал бывать в курируемых ими инспекциях, участвовать в итоговых совещаниях. Это очень хороший знак. И это, скажу вам, очень хороший стимул для работы, подстегивает коллективы.
Вихров точно так же относится и к обычным людям: сам присутствует практически на всех приемах граждан, выслушивает людей. У него информация в чистом виде, от тех, кто столкнулся с трудностями. Для руководителя это важно – знать, что происходит в реальности. Без приукрашивания положения вещей, из первых рук. Ко мне уважительно относятся, знают, что я бывший руководитель налоговой инспекции, но когда приезжаю с Вихровым – отношение сразу меняется.
Человеческий фактор очень важен. Потому что все результаты работы налоговой службы (как и любой государственной структуры) – это результаты работы конкретных людей, которые хотят, чтобы к ним относились уважительно. Когда нас видят работающими вместе с главным руководителем, меняется и отношение к нам. Помню, когда совет только образовался, многие ухмылялись: общественники, несерьезно все это… А сейчас уже таких слов не услышишь: к нам обращаются за реальной помощью.

Но не может же руководитель областной службы лично вмешиваться в любой вопрос…

Конечно, не может, да и цели такой нет. Я говорю о том, что во главе областной службы встал человек, которому не все равно, что происходит на местах. И, кстати, он по нашей просьбе решил назначить кураторов по работе с общественным советом. В новом году будет такое нововведение.

Что еще ждет вас в новом году, чем вы планируете заниматься?

Во-первых, продолжим прием на местах, только немного изменим формат. Постоянно выезжать с нами в районы Александр Владимирович, разумеется, не может, и у него должны быть замы, курирующие это направление. Такие кураторы назначены. Во-вторых, я хотел бы перестроить работу с самими сотрудниками налоговой службы и беседовать с ними, скажем так, более конфиденциально, более сердечно. Чтобы человек мог рассказать, что его тревожит, с какой несправедливостью он, быть может, сталкивается. Чтобы он мог это рассказать и знать, что он не лишится работы и т.д. Это же госслужба: критиковать нельзя. Но люди – не машины, их надо слушать. И слышать. Они сами подскажут, какие перемены нужны налоговой инспекции. В 2019 году мы планируем начать вести приемы по личным вопросам – и налоговиков, и обычных граждан. Это начинание, мне кажется, должно дать плоды.

Александр Сергеевич, вы много сил отдаете работе в Общественном совете, не тяжело вам – вот так ездить по всей области, проводить многочисленные встречи с людьми?..

Отвечу так: я хотел бы, чтобы еще больше сил эта работа отнимала. Мне она доставляет удовольствие. Я вижу, что многое меняется в работе инспекции, и это дает силы и желание продолжать начатое дело.
Считаю первостепенной задачей менять отношение налоговиков к налогоплательщикам. У некоторых сотрудников, особенно в сельской местности, есть некий снобизм: он смотрит на человека – и тот для него никто. Стоп, мой дорогой! Что значит «никто»? Это человек, который платит налоги и в том числе тебя, госслужащего, содержит! Вот так отношение надо менять. И будем менять.

Кого из членов Общественного совета вы выделили бы как самого активного в прошедшем 2018 году?

Пожалуй, двух человек: Владимира Владимировича Московского, своего заместителя, и директора вашего журнала «Первый» Олега Владимировича Долгова-Лукьянова. Каждый член совета вносит в его деятельность свою лепту, но активно участвуют в выездных приемах именно эти два человека.

Предполагаете ли вы в новом году какую-либо ротацию кадров?

Нет, я не сторонник такого рода перемен. Совет компетентен, это очевидно. Каждого члена выдвинула на это место его организация, и каждый должен решить сам, чего он хочет и что может дать людям, находясь на этом месте. Ни в одном Общественном совете при УФНС России нет такого, чтобы председателем был бывший начальник службы, государственный советник налоговой службы и его заместитель. Может быть, стоит подумать о том, чтобы в Общественном совете были представители других городов, например, Сызрани и Тольятти.

А вы как-то общаетесь со своими коллегами из других регионов, делитесь опытом?

Конечно. Мало того, мы ваш журнал «Первый» с публикациями на темы налогообложения, деятельности Общественного совета, ваши интервью с членами совета (а они представляют и бизнес-сообщество, и общественные организации, и СМИ) разместили на сайте УФНС Самарской области.

Какую оценку вы поставили бы сами себе за работу, которую ведете?

Если по двухбалльной системе, то вполне удовлетворительно.

Почему не отлично?!

Потому что еще многое не сделано. Потому что потенциал каждого члена совета надо использовать по максимуму, а пока этого нет. Есть над чем работать.

Что вы пожелали бы сотрудникам ФНС и членам Общественного совета в новом году?

Сотрудникам ФНС – чтобы законодательство не менялось! И чтобы изменилась система оплаты труда. Мало кто знает, но у них оклады очень маленькие. Есть разные надбавки, но при выходе на пенсию они не считаются. Это несправедливо. Я очень хочу, чтобы у сотрудников выросли оклады. Хочу, чтобы меньше было сокращений, чтобы контракты с сотрудниками заключались на более длительные сроки (хотя бы лет на пять), чтобы человек имел работу и спокойно на благо государства работал, а не дрожал: сократят его, не сократят…
А главное – хочу, чтобы в обществе изменилось отношение к налоговикам. Чтобы люди поняли, что налоговик – не изгой, а уважаемый человек. Что этот человек делает то, что ему предписано, с тем чтобы общество хорошо жило. Общество, то есть все мы.
А Общественному совету желаю чаще встречаться. Когда люди смотрят друг другу в глаза, обсуждают вопросы, предлагают решения, когда встречаются с людьми и проникаются их проблемами, то многое можно сдвинуть с мертвой точки. Главное – не сидеть в норке, не отмалчиваться.