Дата публикации: 25.11.2020 11:34
В УФНС России по Самарской области в октябре 2020 года на рассмотрении находилось 312 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 49 интернет-обращений (15,7% от общего числа), 5 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (1,6% от общего числа), 31 обращение поступило из интерактивного сервиса ЛК (9,9% от общего числа), 29 обращений (9,3% от общего числа) поступило из ФНС России, 22 обращения (7,1% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 15 обращений (4,8% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 161 обращение (51,6% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество обращений уменьшилось на 23,3% (в октябре 2019 года поступило 407 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года уменьшилось на 24,8% - 85 обращений (в октябре 2019 года поступило 113 электронных обращений).
Существенный удельный вес обращений граждан в октябре 2020 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 98 обращений (31,4% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 53 обращения (17% от общего числа), транспортного налога – 30 обращений (9,6% от общего числа) и земельного налога – 15 обращений (4,8% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.
Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 66 обращений (21,2% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 50 обращений (16% от общего числа обращений), по вопросу контроля - 16 обращений (5,1% от общего числа).
Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 25 обращений (8% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 19 обращений (6,1% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 6 обращений (1,9% от общего числа).
Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 23 обращения (7,4% от общего числа). Граждане обращались за разъяснениями по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.
Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 22 обращения (7,1% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.
Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 22 обращения (7,1% от общего числа).
Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 12 обращений (3,8% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство.
Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 10 обращений (3,2% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.
В октябре 2020 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 10 обращений (3,2% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.
Кроме того, отдельные обращения, поступившие в отчетном периоде, содержали вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 2 обращения (0,6% от общего числа), вопросы оказания услуг в электронной форме, пользования информационными ресурсами – 1 обращение (0,3% от общего числа), вопросы организации работы с налогоплательщиками – 6 обращений (1,9% от общего числа), вопросы полномочия государственных служащих – 1 обращение (0,3% от общего числа), обращение по госпрограмме - 1 обращение (0,3% от общего числа), вопросы по ценам и ценообразованию - 1 обращение (0,3% от общего числа), вопросы выплаты заработной платы - 1 обращение (0,3% от общего числа), запросы по предоставлению налоговых преференций и льгот физическим лицам - 3 обращения (1% от общего числа), вопрос по налогу на добавленную стоимость - 1 обращение (0,3% от общего числа), юридические вопросы по налогам и сборам - 2 обращения (0,6% от общего числа), по налоговой отчетности поступило 3 обращения (1% от общего числа).
Поступило 2 заявления по прекращению рассмотрения обращений - 0,6% от общего числа.
Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2020 по 31.10.2020 приведена в приложении № 1.
Кроме того, поступали обращения граждан из Краснодарского края, г.Москвы, Оренбургской области, Нижегородской области, Тульской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2020 по 31.10.2020 приведена в приложении № 2.
В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.
Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области за октябрь 2020 года принято – 13 граждан, что на 61,5% больше аналогичного периода 2019 года (5). Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами ФНС России были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.
В ходе приема граждан (в режиме телефонной связи) в приемной Президента Российской Федерации в Самарской области руководителем Управления принято 8 граждан.
УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.
Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ.
В октябре 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 314 обращений граждан, поступивших в Управление.
Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 312 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 211 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 523 обращения граждан, что на 18,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (в октябре 2019 года на контроле находилось 640 обращений).
В октябре 2020 года из центрального аппарата ФНС России в адрес Управления перенаправлено 29 обращений граждан, что на 54,7% меньше аналогичного периода 2019 года (64 обращения).
40 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в октябре 2020 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 72 обращениям, отказано в удовлетворении по 30 обращениям, даны разъяснения по 268 обращениям. По состоянию на 01.11.2020 не исполнено осталось 179 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.
Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 26 обращений граждан (8,3% от общего числа обращений).
Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.
В октябре 2020 года в территориальные налоговые органы Самарской области поступило 14423 обращения граждан, в том числе 10965 электронных обращений. По сравнению с октябрем 2019 года (10907) количество обращений увеличилось на 24,4%.
Наибольшее количество обращений поступило в:
- Межрайонную ИФНС России №16 по Самарской области - 1754 обращения (12,2% от общего количества обращений),
- ИФНС России по Промышленному району г. Самары – 1547 обращений (10,7% от общего количества обращений),
- Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области - 1512 обращений (10,5% от общего количества обращений).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В октябре 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 14048 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.
Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в октябре 2020 года принято на личном приеме – 38 граждан, что на 64,2% меньше аналогичного периода 2019 года (в октябре 2019 года принято 106 граждан). В том числе проведено 5 выездных приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 5 граждан, что на 76,2% меньше октября 2019 года (21).
В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.