ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области в декабре 2021 года

Дата публикации: 24.01.2022 13:52

В УФНС России по Самарской области в декабре 2021 года на рассмотрении находилось 386 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило - 78 интернет-обращений (20,2% от общего числа), 7 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (1,8% от общего числа), 12 обращений поступило из интерактивного сервиса ЛК (3,1% от общего числа), 49 обращений (12,8% от общего числа) поступило из ФНС России, 42 обращения (11% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 27 обращений (7% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 171 обращение (44,3% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 20,4% (в декабре 2020 года поступило 485 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшилось на 43% - 86 обращений (в декабре 2020 года поступило 150 электронных обращений).

Существенный удельный вес обращений граждан в декабре 2021 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 104 обращения (26,9% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило  49 обращений (12,7% от общего числа), транспортного налога – 24 обращения (6,2% от общего числа) и земельного налога – 5 обращений (1,3% от общего числа). Поступило 4 обращения (1,03% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 11 обращений (2,8% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 83 обращения (21,5% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 49 обращений (12,7% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 34 обращения (8,8% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 32 обращения (8,3% от общего числа) и организации работы с налогоплательщиками - 36 обращений (9,3). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 27 обращений (7% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 28 обращений (7,3% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 17 обращений (4,4% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 12 обращений (3,1% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 5 обращений (1,3% от общего числа).

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 11 обращений (2,8% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство.

В декабре 2021 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 17 обращений (4,4% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 23 обращения (6% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из г.Москвы, Саратовской области, Ульяновской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы  по Самарской области в декабре 2020 года личном приеме принято 6 граждан. В аналогичном периоде 2020 года в связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, личный прием граждан должностными лицами налоговых органов ФНС России по Самарской области был ограничен.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (Портал ССТУ).

В декабре 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 418 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 386 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 228 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 614 обращений граждан, что на 20,8% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (в декабре 2020 года на контроле находилось 775 обращений).

В декабре 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 49 обращений граждан, что на 21% меньше аналогичного периода 2020 года (62 обращения).

35 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в декабре 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 83 обращениям, отказано в удовлетворении по 39 обращениям, даны разъяснения по 257 обращениям. По состоянию на 01.01.2022 не исполнено осталось 187 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

3. Состояние исполнительской дисциплины в территориальных органах ФНС России по Самарской области

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 34 обращения граждан (9,1% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В декабре 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 7034 обращения граждан, в том числе 4777 электронных обращений.  По сравнению с декабрем 2020 года (9208) количество обращений уменьшилось на 23,6%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- Межрайонную ИФНС России №22 по Самарской области – 1143 обращения (16,2% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №21 по Самарской области - 953 обращения (13,5% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №20 по Самарской области - 924 обращения (13,1% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В декабре 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 8576 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в декабре 2021 года принято на личном приеме – 15 граждан, что в 2 раза меньше аналогичного периода 2020 года (в декабре 2020 года принято 27 граждан). В том числе проведено 22 выездных  приема граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 15 граждан, что отражено в приложении №3. В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, личный прием граждан должностными лицами налоговых органов ФНС России по Самарской области в 4 квартале 2020 года был ограничен.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.<