ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области во 4 квартале 2021 года

Дата публикации: 24.01.2022 14:27

В УФНС России по Самарской области в 4 квартале 2021 года на рассмотрении находилось 1144 обращения граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 197 интернет-обращений (17,2% от общего числа), 23 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (2% от общего числа), 73 обращения поступило из интерактивного сервиса ЛК (6,4% от общего числа), 128 обращений (11,2% от общего числа) поступило из ФНС России, 127 обращений (11,1% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 58 обращений (5% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 538 обращений (47% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 8,4% (в 4 квартале 2020 года поступило 1249 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшилось на 25,3% - 293 обращения (в 4 квартале 2020 года поступило 392  электронных обращений).

Существенный удельный вес обращений граждан в 4 квартале 2021 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 301 обращение (26,3% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 169 обращений (14,8% от общего числа), транспортного налога – 61 обращение (5,3% от общего числа) и земельного налога – 40 обращений (3,5% от общего числа). Поступило 2 обращения граждан по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения (0,2% от общего числа), в них граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, 9 обращений (0,8% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 20 обращений (1,7% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 258 обращений (22,6% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 184 обращения (16% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 74 обращения (6,5% от общего числа).

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 91 обращение (8% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 99 обращений (8,7% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 77 обращений (6,7% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 57 обращений (5% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 20 обращений (1,7% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 60 обращений (5,2% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 63 обращения (5,5% от общего числа).

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 23 обращения (2% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса.

В 4 квартале 2021 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 56 обращений (4,9% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 47 обращений (4,1% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2021 по 31.12.2021 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу, Республики Татарстан, Курганской области, Оренбургской области, г.Москвы и Московской области, Краснодарского края,  Ульяновской области, Свердловской области, Пензенской области, Саратовской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2021 по 31.12.2021 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области за 4 квартал 2021 года было принято – 17 граждан, что на 13% больше количества принятых граждан аналогично периода 2020 года (15).

 Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.

На основании письма Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 03.12.2020 №А26-1940, письма ФНС России от 24.11.2021 №10-0-04/0381@ «О переносе проведения ОДПГ», Общероссийский день приёма граждан, проводимый ежегодно по поручению Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 и запланированный на 13 декабря 2021 года, не проводился в связи с переносом.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

В 4 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 1300 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области

Обращения граждан, поступившие в 4 квартале 2021 года, находились на рассмотрении в следующих структурных подразделениях Управления:

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 1144 обращения. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 175 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 1319 обращений граждан, что на 9,7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года (в 4 квартале 2020 года на контроле находилось 1460 обращений).

В 4 квартале 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 128 обращений граждан, что на 3%  меньше аналогичного  периода  2020 года (132 обращения).

112 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в 4 квартале 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 219 обращениям, отказано в удовлетворении по 104 обращениям, даны разъяснения по 641 обращению. По состоянию на 01.01.2021 не исполнено осталось 179 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

3. Состояние исполнительской дисциплины в территориальных органах ФНС России по Самарской области

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 87 обращений граждан (7,6% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В 4 квартале 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 22870 обращений граждан, в том числе 15033 электронных обращения.  По сравнению с 4 кварталом 2020 года (34485) количество обращений уменьшилось на 33,7%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- Межрайонную ИФНС России №22 по Самарской области - 3397 обращений (14,85% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №20 по Самарской области - 3673 обращения (16,1% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №21 по Самарской области - 3433 обращения (15% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В 4 квартале 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 25304 обращения граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в 4 квартале 2021 года принято на личном приеме – 84 гражданина, что на 33,3% меньше аналогичного периода 2020 года (в 4 квартале 2020 года принято 126 граждан). В том числе проведено 54 выездных  приема граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 38 граждан, что в 4 раза больше 4 квартала 2020 года (9), что отражено в приложении №3.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.