Решения по жалобам

Дата публикации: 26.06.2019

Дата решения: 19.06.2019

Номер решения: СА-4-9/11730@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 93 НК РФ

Вид налога:

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность истребования в ходе проверки документов, которые, по мнению Заявителя, не относятся к предмету ее проведения 

Тема налогового спора: Правомерность истребования в ходе проверки документов, которые, по мнению Заявителя, не относятся к предмету ее проведения

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Учитывая отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

Позиция налогоплательщика: Заявитель полагает, что Инспекцией истребовано избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильность исчисления НДС)). При этом Общество отмечает, что согласно сложившейся судебной практике оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табеля учета рабочего времени сотрудников не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Согласно пункту 12 статьи 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в соответствии со статьей 93 Кодекса направлены Заявителю требования от 14.03.2019, от 27.03.2019 и от 02.04.2019 о представлении документов, на основании которых Заявителю необходимо в течение 10 дней со дня вручения требований представить в налоговый орган документы за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, в том числе: главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера; копии штатного расписания; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; журналы-ордера, ведомости, анализы счетов и субсчетов, анализы субконтор за проверяемый период с разбивкой по кварталам; карточки по счетам по контрагентам.

Не согласившись с данными требованиями Общество обратилось в Управление с жалобой, в которой приведены доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 08.05.2019, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управление со ссылками на статьи 23, 31, 54, 82, 89, 93 Кодекса сообщило, что у налогового органа имеются полномочия запрашивать (истребовать) для ознакомления и изучения документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, на основании требований, направленных Инспекцией Обществу в ходе проведения выездной налоговой проверки. При этом у Заявителя имеется обязанность по их предоставлению.

Управление в решении от 08.05.2019 отметило, что налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине «их не относимости, по его мнению, к предмету проверки». Поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, на который указанная обязанность возложена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.

Также, учитывая отсутствие в Кодексе закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

Управлением указано, что для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявленными вычетами по НДС, требуется оценка налогового органа отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.

На основании изложенного Управлением в решении от 08.05.2019 сделан вывод о том, что истребованные Инспекцией у Общества документы по требованиям от 14.03.2019, от 27.03.2019 и от 02.04.2019 отвечают признакам относимости к предмету выездной налоговой проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем указанные требования налогового органа являются обоснованными.

Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в жалобе, Управлением рассмотрены и в решении от 08.05.2019 им дана надлежащая оценка.

Кроме того, Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 № 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России