Решения по жалобам

Дата публикации: 22.01.2020

Дата решения: 01.07.2019

Номер решения: 16-11/08200@

Налоговый орган, вынесший решение: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4

Статья нормативно - правового акта: Статья 149 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Освобождение от налогообложения услуг по перевозке пассажиров на коммерческих маршрутах с погрузкой (высадкой) пассажиров в любом не запрещенном правилами ПДД месте по маршруту регулярных перевозок 

Тема налогового спора: Освобождение от налогообложения услуг по перевозке пассажиров на коммерческих маршрутах с погрузкой (высадкой) пассажиров в любом не запрещенном правилами ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Недоказанность обществом, осуществляющим регулярные перевозки на коммерческом маршруте, соблюдения условий для освобождения от обложения НДС реализации данных услуг.

Позиция налогоплательщика: Обществом соблюдены все необходимые условия для применения освобождения от обложения НДС предоставляемых услуг согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Общество в силу заключенного с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга договора обязано осуществлять регулярные перевозки пассажиров путем заключения с ними публичных договоров.

Кроме того, на основании, в том числе положений ст. 784 ГК РФ Общество обязано применять единые условия перевозки пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органом местного самоуправления.

Также Инспекцией сделан необоснованный вывод о том, что Обществом при перевозках с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещенном ПДД месте, льготы, установленные законодательством, не предоставляются.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях статьи 149 НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. При этом договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (пункт 2 статьи 789 ГК РФ).

На официальном сайте Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения опубликован список перевозчиков, АО указано в списке перевозчиков.

Статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что:

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, в силу прямого указания закона перевозки с посадкой и высадкой в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик оказывает услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а именно: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2.1 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 № 19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» на маршрутах регулярных перевозок осуществляется перевозка пассажиров и багажа по установленным Правительством Санкт-Петербурга тарифам.

Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2015 № 212-р утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Приложением № 1 к Распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга установлены тарифы на перевозки пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Приложением № 2 к названному Распоряжению установлены тарифы на перевозки пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Действующее законодательство в сфере транспорта предусматривает установление уполномоченным органом власти регулируемых и нерегулируемых тарифов. Установление уполномоченным органом власти предельных тарифов означает их регулирование и ограничение экономической самостоятельности перевозчика. При этом в силу публичности акта уполномоченного органа, установившего тарифы, они являются едиными для всех пассажиров.

Согласно статье 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Льготы по смыслу подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ являются исключением из единого тарифа за проезд, обязанность их предоставления должна быть предусмотрена законом. Как следует из ответа Комитета по транспорту от 28.07.2018, в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга на коммерческих маршрутах льготного или бесплатного проезда не предусмотрено. Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что перевозчик предоставляет только те льготы на проезд, которые для его вида деятельности установлены законом. Иное толкование противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О отмена натуральных льгот не исключает обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить лицам, ранее имевшим право на бесплатный проезд, возможность беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.2009
№ 03-07-07/75 указано, что в случае замены натуральных льгот на бесплатный проезд денежными выплатами отдельным категориям граждан, организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом по единым тарифам, имеют право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Таким образом, условия применения освобождения от налогообложения, установленные подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Заявителем соблюдены.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 140 НК РФ, отменяет решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России