ENG

УФНС России по Самарской области нацелено на привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (бенефициаров)

Дата публикации: 02.04.2021 15:22

Одним из приоритетных направлений работы при сопровождении процедур банкротства является работа по привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

УФНС России по Самарской области, являясь уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, эффективно применяются судебные механизмы взыскания убытков и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (бенефициаров), в том числе бывших руководителей и учредителей организации, предусмотренные главой III.2 Закона о банкротстве, в качестве способа обеспечения поступлений в бюджет.

Контролирующим лицом может быть признан не только руководитель организации либо формальный собственник (участник, акционер), но и иные лица, не имеющие формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.), если имеются доказательства их прямого участия в хозяйственной деятельности общества (бенефициары) или доказательства извлечения ими выгоды из незаконного или недобросовестного поведения руководителя должника (выгодоприобретатели). Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.

Основной целью привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является возмещение причиненного ущерба правам и законным интересам кредиторов, когда иные возможности защиты своих прав и законных интересов в деле о банкротстве исчерпаны.

В результате проведенной работы по привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в 2020 году в бюджет поступило 14,2 млн рублей, в 1 кв. 2021 года – 13 млн рублей, в том числе 12.7 млн рублей в результате рассмотрения по существу в Арбитражном суде Самарской области двух заявлений уполномоченного органа о привлечении к субсидиарной ответственности (взыскания убытков) вне рамок дел о несостоятельности (банкротстве).

С учетом возможностей кредиторов использовать судебные механизмы взыскания убытков и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, ответственных за образование и непогашение долгов перед кредиторами, у участников рыночных отношений сформировалось понимание последствий недобросовестного поведения.

Добросовестным участникам хозяйственной деятельности не следует:

-  создавать «двойника» должника, а тем более пытаться сделать это несколько раз, «кидая» кредиторов через банкротство предшественников;

- «выводить» выгоду на иное лицо при возникновении финансовых затруднений у основного юридического лица;

-  строить бизнес по принципу «центр прибыли и центр убытков»;

- бросать компанию на произвол, не предпринимая мер к урегулированию задолженности; не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, искажать данные в ней либо скрывать ее;

-  отчуждать имущество с целью его сокрытия от кредиторов;

-  занимать пассивную процессуальную позицию в спорах, следствием которой может быть объективное банкротство.

Такие действия могут повлечь привлечение к гражданско-правовой, а также уголовной ответственности, если в их результате долги перед кредиторами остались непогашенными.

Во избежание риска привлечения контролирующих должника лиц к гражданско-правовой и уголовной ответственности рекомендуем налогоплательщикам не допускать образования задолженности и своевременно исполнять свою обязанность по уплате налогов.