УФНС России по Саратовской области провело первые публичные обсуждения результатов правоприменительной практики

Дата публикации: 08.11.2017 17:18 (архив)

Сегодня в стенах Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялись первые публичные обсуждения, проводимые УФНС России по Саратовской области, в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Открывая заседание, и.о. руководителя Управления И.А. Антонова отметила, что подобный формат мероприятия региональное налоговое управление использует впервые.

Одной из целей программы по реформе контрольно-надзорной деятельности является рост в два раза к концу 2025 года индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые используются при осуществлении контроля.

Федеральная налоговая служба в рамках реализации цели разработала проект по развитию автоматизированной информационной системы в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно – аналитической подсистемы для использования в контрольной работе.

«Следует отметить, что налоговые органы одни из первых «встали» на путь выявления новых подходов при проведении контрольно-надзорной деятельности, поэтому к первым этапам реформы ФНС России подошла подготовленной», - отметила И.А. Антонова.

Так, в рамках реализации направления «Автоматизация (компьютеризация) контрольно-надзорной деятельности» реформы, направленного на снижение административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, на сайте ФНС России реализованы 50 общедоступных электронных сервисов. Среди них – линейка «личных кабинетов» для всех категорий налогоплательщиков, «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и другие.

По другому направлению «Внедрение риск – ориентированного подхода» еще в 2007 году ФНС России разработала и внедрила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Для налогоплательщиков опубликованы 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

«Концепция позволила снизить количество проведенных налоговыми органами области проверок на 37% (с 398 - за 9 месяцев 2016 года до 251 – за 9 месяцев 2017 года). При этом эффективность одной выездной проверки возросла на 65,4% и составила 5,6 млн рублей.», - подчеркнула И.А. Антонова.

Говоря о развитии системы профилактики, И.А. Антонова обратила внимание, что сегодня контрольная функция переориентирована с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных на участие в поддержке и развитии бизнеса. Разработана сервисная модель взаимодействия, предупреждение нарушений, повышение информированности и компетентности налогоплательщиков, например на сайте ФНС России регулярно публикуются ответы на часто задаваемые вопросы.

Дополнительно службой проводятся мероприятия по направлениям «Изменение подходов к кадровой политики», «Внедрение показателей эффективности, как службы в целом, так и конкретного сотрудника, которые ориентированы на оценку ущерба охраняемым ценностям», «Изменение требований, являющихся предметом контроля».

В рамках публичных слушаний представители Управления ознакомили присутствующих с механизмами выявления фактов получения организациями или простыми гражданами необоснованной налоговой выгоды, а также правоприменительной судебной практикой по данному вопросу, и расскажут об эффективности досудебного урегулирования. Отдельный блок слушаний посвящен поэтапной реформе по применению бизнесом контрольно-кассовой техники.

Начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления С.А. Шалкина обратила внимание на развитие сервисной составляющей в процедуре досудебного урегулирования налоговых споров. Налогоплательщики активно работают с сервисами ФНС России «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам».

«Сложилась тенденция к ежегодному снижению количества рассмотренных жалоб более чем на 10%, а также снижению количества удовлетворенных жалоб. Так, из 271 рассмотренной жалобы за 9 месяцев 2017 года удовлетворена 81 жалоба. Это на 26 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года», - подчеркнула С.А. Шалкина.

Начальник правового отдела С.Л. Смирнов проанализировал ряд дел, например №А57-16835/2012, №А57-8542/2013, №А57-4559/2013 и №А57-17822/2012.

«Судами трех инстанций отмечено, что в налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод. Избрав партнёра, вступая с ним в правоотношения, налогоплательщик свободен в выборе контрагента и поэтому должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений. Негативные последствия выбора недобросовестного партнёра не могут быть переложены на бюджет», - резюмировал С.Л. Смирнов.

Результаты судебно-правовой работы налоговых органов области показывают положительную динамику в работе территориальных налоговых органов области. Так, за 9 месяцев 2017 года судами с участием налоговых органов области вынесено 554 судебных актов, из которых 90% в пользу налоговых органов. За 9 месяцев 2016 года было вынесено 362 судебных акта, из которых 66% в пользу налоговых органов.

Начальник контрольного отдела Управления Е.И. Ореховец сообщила, что с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ уже осуществляется только по новому порядку. В настоящее время на территории области зарегистрировано более 19 тысяч онлайн касс, владельцами которых являются более 3 тысяч юридических лиц и 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. Регистрация ККТ осуществляется налогоплательщиками в основном без посещения налоговых инспекций через личный кабинет налогоплательщика (около 90%) от количества поданных заявлений. С 1 июля 2018 года применение онлайн касс становится обязательным для предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса.

По окончании мероприятия представители Управления ответили на вопросы слушателей.