ENG

УФНС России по Саратовской области провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики

Дата публикации: 30.05.2018 12:54 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Сегодня в стенах Управления ФНС России по Саратовской области состоялись публичные обсуждения в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Открывая заседание, заместитель руководителя Управления И.А. Антонова отметила, что одним из важнейших направлений развития и реформирования контрольно-надзорной деятельности, является внедрение риск-ориентированного подхода - фактически новой системы, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Снижение административной нагрузки заключается в том, чтобы формировать «умный» контроль.

ФНС России уже достаточно давно, еще в 2007 году начала применять риск-ориентированный подход при планировании выездных налоговых проверок.

В 2013 году внедрена Система управления рисками (СУР), которая ранжировала всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, заявивших возмещение на три уровня риска: высокий – требующий повышенного внимания и усиленного контроля, средний – предусматривающий обычный контроль и низкий – для упрощенного контроля. С 2016 года Система управления рисками применяется ко всем налогоплательщикам НДС.

Прорывом в администрировании налога на добавленную стоимость явилось внедрение с 2015 года автоматизированной системы перекрестных проверок АСК НДС-2, которая позволяет оперативно установить «цепочки» связей между контрагентами и установить так называемые «разрывы» по счетам-фактурам или налоговые разрывы с «фирмами-однодневками», при этом система в автоматическом режиме направляет налогоплательщикам и их контрагентам, требования о представлении пояснений и документов.

С 2017 года Федеральная налоговая служба распространила риск-ориентированный подход при проверке операций неподлежащих налогообложению НДС и при этом подпадающих под понятие налоговая льгота. Суть подхода заключается в минимизации истребования документов подтверждающих право на льготу.

Решительным шагом навстречу бизнесу является применение Службой с 01 июля 2017 года ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость. Рассчитывать на досрочное возмещение налога могут добросовестные налогоплательщики. При отсутствии по истечении 2-х месяцев, с момента начала камеральной проверки, у данных налогоплательщиков признаков совершения налоговых правонарушений, сумма налога в соответствии с поручением руководителя Службы подлежит возмещению.

Начальник камерального отдела Управления И.Н. Емельянов подчеркнул, что АСК НДС-2 - инструмент контроля, система, позволяющая оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства, осуществлять риск-менеджмент при отборе налогоплательщиков для назначения выездной проверки.

На текущем этапе акцент контрольной работы налоговых органов смещен, прежде всего, на информирование налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем ухода от налогообложения и уплату налоговых обязательств в полном объеме. И определяющим условием данного процесса является осознание налогоплательщиками осведомленности налоговых органов о результатах их финансово-хозяйственной деятельности, способах ее осуществления и, как следствие, суммах реальных налоговых обязательств, подлежащих уплате в государственный бюджет.

В целом поступления по НДС в 2017 году выросли на 25,4% и составили 19,8 млрд.руб. Сумма доначисленного по результатам камеральных проверок в 2017 году налога на добавленную стоимость составляет 328 млн.руб., это на 150 млн.руб. или на 84% больше, чем в 2016 году.

По результатам постоянного мониторинга, проведенных мероприятий налогового контроля в 2017 году представлено уточненных налоговых деклараций к доплате налога на добавленную стоимость на сумму 491 млн.рублей.

Размер установленных расхождений имеет стойкую тенденцию к уменьшению. Доля расхождений в сумме вычетов по НДС на 01.02.2018 составляет 0,55%, по сравнению с 2016 годом доля расхождений (2,03%) снижена в 3,7 раза.

«До окончания второго этапа перехода на новый порядок применения ККТ осталось меньше месяца и при этом следует понимать, что он является более сложным, так как заключается в регистрации онлайн касс категорией малого бизнеса, на который ранее не была возложена данная обязанность», – с таких слов начал своё выступление главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела Управления В.А.Скороходов.

Сегодня рынок компаний обеспечивающих новую технологию уже достаточно конкурентен. На нем уже представлено 18 операторов фискальных данных, 7 производителей фискальных накопителей и 41 производитель касс, в реестры включены более 122 модели касс и 15 моделей фискальных накопителей.

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано уже более 1,8 млн. онлайн касс, владельцами которых являются 589 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В нашем регионе зарегистрировано более 25 тысяч касс, принадлежащие более 12 тысячам владельцев.

Следует отметить, что индивидуальным предпринимателям, находящимся на ЕНВД и патентной системе налогообложения будет предоставлен налоговый вычет в части произведенных расходов на приобретение ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных. Сумма вычета составит 18000 рублей за каждую единицу ККТ при условии ее регистрации до 01.07.2018 и до 01.07.2019 соответственно.

В рамках реализации направления «Автоматизация (компьютеризация) контрольно-надзорной деятельности» на сайте ФНС России реализованы более 50 общедоступных электронных сервисов. Среди них – линейка «личных кабинетов» для всех категорий налогоплательщиков, «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и другие.

«На сегодняшний день в сервисе «Личный кабинет юридического лица» зарегистрированы 3628 организаций региона, - начала своё выступление начальник отдела работы с налогоплательщиками А.В.Ходосова.

Внедрение сервиса «Личный кабинет юридического лица» позволяет сформировать среду электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, обеспечивающую упрощенные механизмы оказания услуг налогоплательщику, исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации, повышение уровня информированности налогоплательщиков и пр.

1 июня 2018 года на официальном сайте Федеральной налоговой службы будут размещены следующие сведения:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение);
  • о специальных налоговых режимах, применяемых организацией;
  • об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации;
  • об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору, по страховым взносам) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Публикации подлежат сведения о налоговых нарушениях и сведения о сумме недоимки и задолженности образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2017 года, при её неуплате в срок до 1 мая 2018 года.

Перспективы развития и реформирования контрольно-надзорной деятельности, внедрение риск-ориентированного подхода по всем налогам, использование высоких технологий в администрировании, направлены на создание в России системы добровольного соблюдения налогового законодательства. Построение такой системы способно серьезно повысить уровень взаимного доверия между государством и обществом, обеспечить прозрачность экономики для всех субъектов, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность государственных доходов.

По окончании мероприятия представители Управления ответили на вопросы слушателей.