ENG

Качаем права грамотно

66 Свердловская область

Дата публикации: 03.06.2013

Издание: Я - бухгалтер
Тема: Камеральная проверка - одна из форм налогового контроля
Источник:  http://kontur.ru/press/ya-buhgalter

Одна из форм налогового контроля - камеральная проверка. Во время этого мероприятия инспектор ИФНС без выезда к налогоплательщику проверяет сданную им бухгалтерскую отчетность и декларации. В тех случаях, если в ходе камеральной проверки обнаружены нарушения законодательства, инспектор должен составить соответствующий акт (п. 5 ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ). В большинстве случаев плательщики не согласны с выводами, к которым пришел налоговый инспектор в результате проверки.
 
О возражениях налогоплательщиков и процедуре разрешения налогового конфликта рассказывает начальник отдела по работе с налогоплательщиками УФНС Людмила ЗАХАРОВА.
 
- Людмила Геннадьевна, какие факты, изложенные в акте камеральной налоговой проверки, обычно вызывают возражения у налогоплательщика?
 
- В большинстве случаев обжалуются решения и акты камеральных проверок по статье 119 «Непредставление налоговой декларации» НК РФ. Плательщики обычно настаивают на том, что своевременно представили налоговую отчетность. В некоторых случаях, действительно, декларация была вовремя отправлена по почте, но в инспекции нет почтовых документов, подтверждающих этот факт. Плательщику нужно их предоставить и доказать, что он высылал отчетность в положенные сроки.
 
В ситуации, когда отчетность была сдана в электронном виде, доказать своевременность ее представления может оператор связи. В ответ на запрос плательщика он высылает официальный документ с датой и временем отправки налоговой декларации.
И очень часто обжалуются акты камеральных проверок в части неправомерного применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и неправомерное применение имущественных вычетов по НДФЛ.
 
- А как часто организации принимают решения отстаивать свои права?
 
- Как правило, акты обжалуются в большинстве случаев. Даже когда плательщик признает, что нарушение допущено, и согласен с выводами проверяющего инспектора. В такой ситуации плательщик стремится воспользоваться статьей 112 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения» НК РФ . У тех, кто обжалует акт камеральной проверки, пользуется популярностью и статья 114 «Налоговые санкции» НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.
 
- Какой пакет документов, подтверждающих обоснованность возражений, необходимо подготовить налогоплательщику для дискуссии с инспекцией?
 
- Перечень документов ничем не установлен. Плательщик представляет любые документы, которые с его точки зрения свидетельствуют, что он прав, либо говорят о необходимости применения статьи 112 или 114 НК РФ.
При этом документы могут быть представлены как в виде письменных возражений на акт проверки, так и в рамках рассмотрения материалов проверки, то есть уже в процессе устного общения, когда плательщик объясняет, как и почему он действовал, представляя налоговую отчетность.
 
- В течение какого времени налогоплательщик может выразить свое несогласия с актом проверки?
 
- Он имеет право представить свои возражения в течение 15 рабочих дней с даты получения акта камеральной проверки. Выходные и праздничные дни из этого срока вычитаются. Например, в мае с учетом праздников 15 рабочих дней растянутся почти на весь календарный месяц.
Отмечу отдельно, что для консолидированной группы налогоплательщиков порядок представления возражений точно такой же, что и для обычных плательщиков. Основное различие в том, что КГН имеет право выразить несогласие в течение 30 рабочих дней с даты получения акта проверки.
 
- А кто может участвовать в процессе разрешения налогового конфликта со стороны лица, в отношении которого проводилась проверка и со стороны ИФНС?
 
- Со стороны налогоплательщика, естественно, его законный представитель налогоплательщика, а также представитель налогоплательщика, на которого надлежащим образом оформлена доверенность. Также могут участвовать адвокаты, юристы, конечно, тоже при наличии доверенности.
В любом случае, придут представители плательщика или нет, инспекция обязана уведомить плательщика письменно о дате, когда состоится рассмотрение возражений по акту камеральной проверки. Присутствовать во время этого процесса – это право, а не обязанность налогоплательщика.
 
Со стороны ИФНС участвует инспектор, который проводит проверку, руководитель или заместитель руководителя, который будет выносить решение по этой проверке. Могут принимать участие ответственные лица юридического отдела и отдела досудебного аудита.
 
- Какие доводы налогоплательщика могут убедить сотрудников ИФНС отказаться от взыскания налоговых санкций? Каковы дальнейшие действия ИФНС в этом случае?
 
- Дело в том, что многих споров и последствий можно было бы избежать, если бы плательщик в ходе проверки представлял все необходимые документы, подтверждающие размер его налоговых обязательств. Вместо этого налогоплательщик представляет их уже с письменными или устными возражениями по акту проверки. И даже тогда мы можем частично или полностью учесть возражения плательщика при вынесении решения и с учетом представленных документов прописываем, какие санкции и в какой сумме мы применяем, либо не применяем совсем.
Таким образом, ответственный подход к составлению налоговой отчетности и сбору документов, подтверждающих налоговые обязательства, существенно экономит время и нервы самого плательщика.