ENG

О преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров

66 Свердловская область

Дата публикации: 05.06.2013

Издание: Бизнес-инфо Урал (г. Нижний Тагил)
Тема: Досудебное урегулирование налоговых споров
Источник:  http://pressa.ru/Flexreader/show/id/43557

Согласно ст. 137 НК РФ каждый гражданин, а также любая организация или предприниматель имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по их мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. К сожалению не все знают о таком праве: по результатам анкетирования, которое проводили в Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области в январе 2013 года, только 44,4% опрошенных осведомленны о порядке и сроках подачи жалобы на решение налогового органа, а также на действия или бездействия должностных лиц. Подробнее о досудебном порядке обжалования споров мы попросили рассказать начальника отдела досудебного аудита Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области Ларису Борисовну Браницкую.

- Лариса Борисовна, какие налоговые споры рассматриваются в досудебном порядке и какие из них предусматривают обязательную процедуру досудебного обжалования?
- Все налоговые споры можно разделить следующим образом: споры, связанные с решениями налоговых органов по налоговым проверкам, споры, связанные с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов (например, приостановление операций по счетам налогоплательщиков). На сегодняшний день налогоплательщик имеет право обжалования ненормативных актов налоговых органов в досудебном и судебном порядке. При этом только споры, связанные с решениями налоговых органов по налоговым проверкам, предусматривают обязательный порядок досудебного обжалования.

- Какие преимущества налогоплательщику дает досудебный порядок обжалования?
- У процедуры досудебного обжалования ненормативных актов налогового органа по сравнению с судебным порядком есть следующие преимущества:
• короткий срок рассмотрения жалобы;
• отсутствие необходимости платить госпошлину;
• оперативное вступление в силу решения по жалобе.

- Для многих налогоплательщиков довольно трудно разобраться в том, в каком порядке, в какой орган и в какие сроки нужно подавать жалобу. Давайте вначале остановимся на том, что должна содержать жалоба?
- Существует определенный перечень данных, которые должна содержать жалоба, и сроки ее представления. Жалоба на решение налогового органа, как апелляционная, так и обычная, а также жалоба на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц) составляется в письменной форме, где в обязательном порядке указывается:
• наименование налогового органа, в который подается жалоба;
• персональные данные заявителя: Ф.И.О. (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона;
• наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или Ф.И.О. должностного лица, действия (бездействие) которого стали поводом для подачи жалобы;
• требования заявителя, обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие их доказательства;
• суммы оспариваемых требований;
• подпись и расшифровка подписи лица подавшего жалобу, в случае если жалобу подает представитель, обязательно прикладывается доверенность.

- Теперь поговорим о том, куда она подается и в какие сроки?
- Апелляционная жалоба подается в налоговую инспекцию (в нашем случае в Межрайонную ИФНС России № 16 по Свердловской области) в течении 10 рабочих дней со дня получения решения налогового органа лично или через представителя. Если решение было направлено по почте, тогда в течении 10 рабочих дней после истечении 6 дневного срока на почтовую отправку.
Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения в вышестоящий налоговый орган (в нашем случае УФНС России по Свердловской области).
Жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов подается вышестоящий налоговый орган (в УФНС России по Свердловской области) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

- Каким образом налогоплательщики могут узнать о ходе рассмотрения жалобы?
- О порядке обжалования ненормативных актов налогового органа, а также о ходе их рассмотрения можно узнать в своей инспекции, а также на Интернет-сайте Управления ФНС России по Свердловской области www.r66.nalog.ru .

- Спасибо, Лариса Борисовна, за содержательную беседу. Чтобы хотели сказать в заключение нашего интервью?
Практика текущего года и предыдущих лет показала, что основной причиной спора налоговой инспекции с организациями и предпринимателями -стало привлечение их к налоговой ответственности за несвоевременное представления налоговых деклараций, а также сведений необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 119 и ст. 126 НК РФ). Существуют ситуации, когда у налогоплательщика имеются уважительные причины, из-за которых декларации или сведения представлены несвоевременно или смягчающие вину обстоятельства.
 
В таком случае хотелось бы обратиться к нашим налогоплательщикам с пожеланием: не игнорировать уведомление о вызове в инспекцию, активно использовать свое право представить свои доводы в ходе рассмотрения материалов проверки и помнить, что урегулировать все споры можно еще до вынесения решения по результатам проверки. Для этого нужно представить нам документы, которые, по вашему мнению, подтвердят вашу позицию, а также документы, позволяющие применить смягчающие обстоятельства для снижения налоговых санкций, предусмотренных законодательством.