ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях во втором квартале 2017 года

Дата публикации: 21.07.2017 14:20 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В УФНС России по Свердловской области (далее – Управление) и инспекции ФНС России Свердловской области во 2 квартале 2017 года поступило на рассмотрение 45748 обращений граждан, что на 30% больше, чем во 2 квартале 2016 года. В том числе в Управление поступило 1707 обращений и один запрос информации. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступил 1671 документ, а через Личный кабинет для физических лиц – 17829. В целом доля Интернет-обращений составила 42,6% от общего количества поступивших обращений – 19500 документов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Интернет-обращений выросла на 8,4 процента. В Управление во 2 квартале поступило 1061 Интернет-обращение. Это составило 62,1% от их общего количества.

Основную часть обращений граждан во 2 квартале 2017 года составили вопросы администрирования имущественных налогов физических лиц. Они содержались в 12817 (28% от общего числа) обращениях, в том числе по вопросу исчисления и уплаты транспортного налога обратилось 5766 граждан (12,6% от общего числа), налога на имущество – 5901(12,9% от общего числа), земельного налога – 1150 (2,5% от общего числа). В Управлении доля вопросов по имущественным налогам составила 23,5 процента (401 обращение). Во втором квартале заявители продолжали высказывать своё несогласие с выставленной к уплате суммой налога и просили уточнить информацию, отраженную в направленных им налоговых уведомлениях (величина налоговой базы, налоговые ставки). Значительное количество обращений было связано с фактами начисления физическим лицам имущественных налогов по объектам, либо уже не находящимся в собственности, либо принадлежащим другим лицам со сходными персональными данными. В ряде случаев граждане сообщали о факте неполучения налоговых уведомлений.

Кроме того, налогоплательщики заявляли о праве на льготы по имущественным налогам или интересовались основаниями для их предоставления – 759 обращений (1,7% от общего числа).
В числе мер по исключению массовых обращений налогоплательщиков по данной тематике налоговыми органами Свердловской области во 2 квартале, в оперативном порядке уточнялись сведения об объектах налогообложения путём направления в адрес регистрирующих органов запросов, как с использованием межведомственного электронного документооборота, так и (при необходимости) в письменной форме.

Немалую часть обращений граждан во втором квартале составили обращения, затрагивающие вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (9579 обращений или 20,9% от общего числа). По сравнению с первым кварталом текущего года их число выросло на 6,9 процента, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – уменьшилось на 0,7 процента. В Управлении доля подобных обращений составила 21,6 процента (369 обращений). В центре внимания во втором квартале находились вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение недвижимого имущества, а также предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам на лечение или обучение.

Особо остро в мае-июне стоял вопрос соблюдения сроков проведения камеральной налоговой проверки и наличия у налогоплательщика информации о её результатах. Часть писем касалась разъяснения порядка исчисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества и порядка предоставления социального налогового вычета в части уплаченных страховых взносов по страхованию жизни, здоровья и трудоспособности. По вопросам уплаты страховых взносов обратилось 48 граждан (0,1% от общего числа).

Во втором квартале Управлением в продолжение информационной кампании по декларированию доходов физическими лицами в «Областной газете» была проведена горячая линия с читателями, в апреле, на уличных освещённых конструкциях размещено 15 плакатов о возможности направить декларацию о доходах через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Третье место среди обращений граждан во 2 квартале текущего года в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на вмененный доход, которые содержались в 9196 (20,1%) обращениях. В отчетном периоде сотрудники Управления приняли участие в 6 семинарах по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства. В Управлении обращения данной тематики составили лишь 2,5 процента от общего количества направленных документов.

Значительное количество обращений – 4002 (8,7% от общего числа) касалось вопросов зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, возникновения задолженности по налогам и сборам (3390 или 7,4% от общего числа). В Управлении данные вопросы содержались в 12,8% обращений.

Основная тема обращений физических лиц, плательщиков имущественных налогов – наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов. Основная причина, по которой данный показатель является достаточно высоким – ошибки при формировании базы данных налоговых органов по объектам налогообложения. Поэтому, при подготовке ответа в обязательном порядке изучается история предыдущих обращений, анализируется заключение инспекции, а при изложении информации налогоплательщику используется, по возможности, стандартизированная форма ответа. Часто, в процессе подготовки ответа, сотрудники связываются с заявителем по телефону в целях урегулирования всех вопросов и контролируют исполнение инспекциями области указаний Управления по результатам рассмотрения обращений. Вопросы по зачёту и возврату во 2 квартале касались, в основном, соблюдения налоговыми органами области сроков возврата НДФЛ.

Вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержались в 1003 обращениях (2,2% от общего количества запросов). В Управлении данная тема содержалась в 180 обращениях (10,5% от общего количества запросов).

Налогоплательщики часто направляли запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и Едином государственном реестре налогоплательщиков или сообщали о необходимости их актуализации. Во втором квартале по запросам инспекций были актуализированы сведения в отношении 400 физических лиц.

На постоянной основе проводится обучение сотрудников инспекций по наиболее актуальным вопросам, возникающим в ходе рассмотрения обращений.

Кроме того, в 38 (0,1%) обращениях содержалась информация о регистрации фирм на домашний адрес налогоплательщика без его согласия. По вопросам о порядке получения, смены или отмены двойного ИНН обратилось 312 (0,7%) граждан.
На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде поступило 1223 (2,7%) обращения, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 56 (0,1% от общего числа) обращениях.

Сообщения о фактах возможных нарушений законодательства о налогах и сборах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нашли отражение в 702 (1,5%) обращениях. У граждан остаются вопросы о возможности самостоятельной проверки добросовестности работодателя по осуществлению им отчислений в пенсионный и другие социальные фонды. В 167 (0,4%) случаях вопросы касались разъяснения положений законодательства о применении контрольно-кассовой техники и сообщений о нарушениях законодательства  в данной сфере. За разъяснениями чаще обращаются субъекты малого предпринимательства, не имеющие штатных юристов (экономистов). Все сообщения о нарушениях законодательства о налогах сборах под контролем Управления отрабатываются инспекциями области и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и(или) административной ответственности.

В ходе информационной кампании о переходе на новый порядок применения контрольно-кассовой техники в апреле и мае Управлением было организовано проведение двух пресс-конференций по данной теме, по итогам которых на сайтах информационных агентств области размещено 6 сообщений, в эфире телекомпаний вышло 4 сюжета.

Несогласие с решениями и действиями должностных лиц инспекций по выявленным налоговым правонарушениям, налогоплательщики выразили в 432 (0,9%) обращениях. В Управлении данный вопрос составил 8,6 процента (147 обращений) от общего числа поступивших. По результатам рассмотрения обращений в пользу заявителей и в целях исключения в дальнейшем принятия налоговыми органами неправомерных решений инспекциям направлены разъяснительные письма.

Тематика по обращениям граждан в разрезе субъектов Российской Федерации выглядит следующим образом. Основная доля обращений во 2 квартале 2017 года поступила от граждан, проживающих в Свердловской области. Из других субъектов поступило 37 обращений по вопросам уплаты транспортного налога, задолженности по налогам и сборам и уклонения от налогообложения. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций во 2 квартале в УФНС России по Свердловской области. обращений на рассмотрение не поступало.

Все обращения граждан, за исключением анонимных, содержащих благодарности или заявления о прекращении рассмотрения ранее направленного обращения, ставятся на контроль. Во втором квартале на контроль было поставлено 1663 документа или 97,4% от общего числа поступивших обращений. Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 263 обращения, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, во 2 квартале на рассмотрении находилось 1926 обращений граждан. Из них 3 обращения было исполнено с нарушением установленного срока, что составило 0,2% от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль. Нарушений сроков исполнения обращений, направленных из ЛК ФЛ и ЛК ИП, не установлено.

В приемные заместителей руководителя Управления во 2 квартале 2017 года обратилось 11 граждан, которым были даны разъяснения по интересующим их вопросам.

УФНС России по Свердловской области в подведомственные инспекции было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 41 обращение граждан, в том числе Общим отделом – 9 обращений.
Обращения, направленные на рассмотрение в подведомственные инспекции в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.
Все обращения граждан, направленные на рассмотрение Управлением, исполнены в срок.