ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в четвертом квартале 2017 года

Дата публикации: 26.01.2018 11:34 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В УФНС России по Свердловской области (далее – Управление) и инспекции ФНС России Свердловской области в 4 квартале 2017 года поступило на рассмотрение 92887 обращений граждан, что на 66,6% больше, чем в 3 квартале и на 12% больше аналогичного периода прошлого года. В том числе в Управление поступило 3423 обращения. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 2596 документов, а через Личный кабинет для физических лиц – 53724. В целом доля Интернет-обращений составила 60,6% от общего количества поступивших обращений – 56320 документов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Интернет-обращений выросла на 2,7 процента. В Управление в 4 квартале поступило 2553 Интернет-обращения. Это составило 74,6% от их общего количества.Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в 4 квартале, в УФНС России по Свердловской области через Администрацию Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области было перенаправлено 4 обращения.

Основную часть обращений граждан в 4 квартале 2017 года составили вопросы администрирования имущественных налогов физических лиц. Они содержались в 54139 (58,3% от общего числа) обращениях, в том числе по вопросу исчисления и уплаты транспортного налога обратилось 22400 граждан (24,1% от общего числа), налога на имущество – 27006 (29,1% от общего числа), земельного налога – 4733 (5,1% от общего числа). По сравнению с третьим кварталом их число выросло на 13,8 процента. В Управлении доля вопросов по имущественным налогам составила 55,8 процента (1911 обращений).

Часто физические лица, плательщики имущественных налогов, просили произвести перерасчет исчисленных налогов, в связи с неверной, по их мнению, информацией, отраженной в направленных им налоговых уведомлениях (величина налоговой базы или налоговые ставки), а также интересовались начислением налогов за предыдущие периоды. Значительное количество обращений также было связано с фактами начисления физическим лицам имущественных налогов по объектам, либо уже не находящимся в собственности, либо принадлежащим другим лицам со сходными персональными данными. Кроме того, граждане сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов, отсутствии начислений по налогам в личном кабинете или обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов.

В декабре налогоплательщики начали активно интересоваться: зачтена ли в бюджет произведенная ими оплата налогов, в случае если данная информация не отразилась в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц.
В числе мер по исключению массовых обращений налогоплательщиков по данной тематике налоговыми органами Свердловской области в 4 квартале, в оперативном порядке уточнялись сведения об объектах налогообложения путём направления в адрес регистрирующих органов запросов с использованием межведомственного электронного документооборота.

Немалую часть обращений граждан в четвертом квартале составили обращения, затрагивающие вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (9561 обращений или 10,3% от общего числа). По сравнению с третьим кварталом текущего года их число уменьшилось на 5,3 процента. В Управлении доля подобных обращений составила 6,7 процента (229 обращений). Заявителей интересовали вопросы порядка применения имущественных налоговых вычетов и волновали проблемы своевременности возврата НДФЛ территориальными налоговыми органами. Также, налогоплательщики просили разъяснить им причины отказа в предоставлении имущественных и социальных вычетов. Часть писем касалась разъяснения порядка предоставления социального налогового вычета в части уплаченных страховых взносов по страхованию жизни, здоровья и трудоспособности.

Третье место среди обращений граждан в 4 квартале текущего года в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на вмененный доход, которые содержались в 9048 (9,7%) обращениях. В отчетном периоде сотрудники Управления приняли участие в 7 семинарах по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства. В Управлении обращения данной тематики составили лишь 1,1 процента (36 обращений) от общего количества направленных документов.

Значительное количество обращений – 5228 (5,6% от общего числа) касалось проблем возникновения задолженности по налогам и сборам, а также вопросов зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (4698 или 5,1% от общего числа), В Управлении данные вопросы содержались в 350 (10,2% от общего числа) и 133 (3,4% от общего числа) обращениях соответственно.

Основная причина обращений физических лиц по вопросам задолженности – наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов, а также сведения о наличии задолженности в Личном кабинете налогоплательщика при условии перерасчета и уплаты имущественных налогов. При подготовке ответов на обращения в обязательном порядке изучается история предыдущих обращений, анализируется заключение инспекции, а при изложении информации используется максимально доступная для налогоплательщика форма ответа. Часто, в процессе подготовки ответа, сотрудники связываются с заявителем по телефону в целях урегулирования всех вопросов, и контролируют исполнение инспекциями области указаний Управления по результатам рассмотрения обращений. Налогоплательщиков интересовала процедура зачёта и возврата излишне уплаченных ими в 2017 году сумм имущественных налогов, страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

Вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержались в 3940 обращениях (4,2% от общего количества запросов). В Управлении данная тема содержалась в 217 обращениях (6,3% от общего количества запросов).
Налогоплательщики часто направляли запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и Едином государственном реестре налогоплательщиков или сообщали о необходимости их актуализации. Нередко граждане обращались с вопросами, касающимися обработки из персональных данных. В четвертом квартале по запросам инспекций были актуализированы сведения в отношении 376 физических лиц.

Кроме того, в 10 обращениях содержалась информация о регистрации фирм на домашний адрес налогоплательщика без его согласия. По вопросам о порядке получения, смены или отмены двойного ИНН обратилось 794 (0,9%) граждан.
На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде, поступило 3235 (3,5%) обращений, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 85 (0,1% от общего числа) обращениях.

Сообщения о фактах возможных нарушений законодательства о налогах и сборах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нашли отражение в 588 (0,6%) обращениях. У граждан остаются вопросы, о возможности самостоятельной проверки добросовестности работодателя по осуществлению им отчислений в пенсионный и другие социальные фонды. В 104 (0,1%) случаях вопросы касались разъяснения положений законодательства о применении контрольно-кассовой техники и сообщений о нарушениях законодательства в данной сфере. За разъяснениями чаще обращаются субъекты малого предпринимательства, не имеющие штатных юристов (экономистов). Все сообщения о нарушениях законодательства о налогах сборах под контролем Управления отрабатываются инспекциями области и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и(или) административной ответственности.

Несогласие с решениями и действиями должностных лиц инспекций по выявленным налоговым правонарушениям, налогоплательщики выразили в 653 (0,7%) обращениях. В Управлении данный вопрос составил 5,2 процента (177 обращений) от общего числа поступивших. По результатам рассмотрения обращений в пользу заявителей и в целях исключения в дальнейшем принятия налоговыми органами неправомерных решений, инспекциям направлены разъяснительные письма.

Тематика по обращениям граждан в разрезе субъектов Российской Федерации выглядит следующим образом.Основная доля обращений в 4 квартале 2017 года поступила от граждан, проживающих в Свердловской области. Из других субъектов поступило 73 обращения по вопросам уклонения от налогообложения, уплаты транспортного налога и налога на имущество. Больше всего поступило обращений из Управлений по Москве (11 обращений) и Московской области (7 обращений).

Все обращения граждан, за исключением анонимных и содержащих благодарности ставятся на контроль. В четвертом квартале на контроль было поставлено 3397 документов или 99,2% от общего числа поступивших обращений. Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 365 обращений, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, в 4 квартале на рассмотрении находилось 3762 обращения граждан. Из них 10 обращений было исполнено с нарушением установленного срока, что составило 0,3% от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль. Нарушений сроков исполнения обращений, направленных из ЛК ФЛ и ЛК ИП, не установлено.

В приемные заместителей руководителя Управления в 4 квартале 2017 года обратилось 11 граждан, которым уполномоченными должностными лицами были устно даны разъяснения, а в одном случае было принято заявление для рассмотрения и подготовки письменного ответа.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» УФНС России по Свердловской области ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. По состоянию на 05.01.2018 на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 3527 обращений граждан, а также о мерах, принятых по таким обращениям, поступившим в Управление за период октябрь-декабрь 2017 года.

УФНС России по Свердловской области в подведомственные инспекции было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 15 обращений граждан, в том числе общим отделом – 9 обращений.Обращения, направленные на рассмотрение в подведомственные инспекции в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов. Все обращения граждан, направленные на рассмотрение Управлением, исполнены в срок.