ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях во 2 квартале 2018 года

Дата публикации: 26.07.2018 13:30 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В УФНС России по Свердловской области (далее – Управление) и инспекции ФНС России Свердловской области во 2 квартале 2018 года поступило на рассмотрение 45868 обращений граждан, что на 0,3%, больше чем во 2 квартале 2017 года. В том числе в Управление поступило 1805 обращений. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 1809 документов, а через Личный кабинет для физических лиц – 21889. В целом доля Интернет-обращений составила 23721 документ или 51,7% от общего количества поступивших обращений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Интернет-обращений выросла на 11,2 процента. В Управление во 2 квартале в электронном виде поступило 1216 документов (или 67,4% от общего числа), в том числе 1193 Интернет-обращения (или 66,1% от общего числа) и 23 обращения с сайта «GOSUSLUGI.ru». По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Интернет-обращений в Управлении выросла на 4 процента. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Управлением по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской было перенаправлено на рассмотрение 5 обращений.

Основную часть обращений граждан во 2 квартале 2018 года составили вопросы, связанные с налогообложением доходов физических лиц и администрированием страховых взносов (9782 обращения или 21,3% от общего числа поступивших), в Управлении доля подобных обращений составила 18,6 процента или 336 документов. В центре внимания находились вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение недвижимого имущества, а также предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам на лечение или обучение. Часть писем касалась разъяснения порядка уплаты налога на доходы физических лиц с дохода от продажи квартиры и порядка предоставления социального налогового вычета в части уплаченных страховых взносов по страхованию жизни, здоровья и трудоспособности.

Основные усилия по устранению причин обращений граждан по вопросам налогообложения доходов, а именно несогласия налогоплательщиков с результатами камеральных налоговых проверок деклараций, поданных с целью получения налоговых вычетов, были направлены для разъяснения данных вопросов, как сотрудникам налоговых органов в форме семинаров, так и налогоплательщикам посредством проведения дней Открытых дверей.

Существенный удельный вес в отчётном периоде составили обращения граждан по вопросам администрирования имущественных налогов. Они содержались в 9041 обращении (19,7% от общего числа), в том числе по вопросу исчисления и уплаты транспортного налога обратилось 3779 граждан (8,2% от общего числа), налога на имущество – 4415 (9,6% от общего числа), земельного налога – 847 (1,9% от общего числа). В Управлении доля вопросов по имущественным налогам составила 12,5 процента.

Во втором квартале граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, либо в связи с фактом принадлежности объекта другим лицам со сходными персональными данными, интересовались величиной налоговых ставок и начислением налогов за предыдущие периоды. Кроме того, в отчетном периоде поступило немало обращений по вопросу актуализации сведений об объектах налогообложения – 475 обращений (1% от общего числа), сообщений о факте неполучения налоговых уведомлений и отсутствии начислений в Личном кабинете -- 63 сообщения (0,1% от общего числа), а также заявлений на предоставление льгот по уплате налога – 422 заявления (0,9% от общего числа).

В числе мер по исключению массовых обращений налогоплательщиков по данной тематике, Управлением в течение 2 квартала при подготовке ответов проводился полный комплекс мероприятий, направленных на окончательное решение вопроса налогоплательщика, о чем он предварительно извещался по телефону. По результатам совещания с Управлением ГИБДД ГУВД России по Свердловской области, прошедшего в марте текущего года, информация об ошибках, возникающих при обмене с ГИБДД, направлена в ФНС России и ГИБДД ГУВД России. В апреле с инспекциями Свердловской области проведен семинар на тему: «Вопросы администрирования имущественных налогов», на котором также освещался вопрос качества подготовки ответов налогоплательщикам.

Третье место среди обращений граждан во 2 квартале текущего года в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на вмененный доход, которые содержались в 6998 обращениях (15,3% от общего числа). В отчетном периоде сотрудники Управления приняли участие в 6 семинарах, проведенных для налогоплательщиков, и круглом столе компании «Консультант плюс» по вопросам налогообложения малого бизнеса. В инспекции направлено методическое письмо по вопросам предоставления вычетов по ЕНВД на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, которое поручено довести до налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей. В Управлении обращения данной тематики составили лишь 3,2 процента от общего количества направленных документов.

Значительное количество обращений касалось вопросов осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (4598 обращений или 10% от общего числа), а также вопросов основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (3893 обращения или 8,5% от общего числа). В Управлении данные вопросы содержались в 121 (6,7% от общего числа) и 257 (14,2% от общего числа) обращениях соответственно.

Основная причина обращений физических лиц по вопросам задолженности – наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов, а также сведения о наличии задолженности в Личном кабинете налогоплательщика при условии перерасчета и уплаты имущественных налогов. При подготовке ответов на обращения в обязательном порядке изучается история предыдущих обращений, анализируется заключение инспекции, а при изложении информации используется максимально доступная для налогоплательщика форма ответа. Часто, в процессе подготовки ответа, сотрудники связываются с заявителем по телефону в целях урегулирования всех вопросов, и контролируют исполнение инспекциями области указаний Управления по результатам рассмотрения обращений. Своевременная обработка заявлений на предоставление льгот и проведение уточнений платежей позволяет снизить недоимку, избежать неправомерного взыскания, исключив тем самым повторные обращения граждан.

Во втором квартале налогоплательщики обращались с просьбами о списании задолженности по налоговой амнистии. Налоговыми органами Свердловской области были даны разъяснения порядка списания задолженности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ, заявители информировались о суммах списанной задолженности и суммах, подлежащих списанию в соответствии с № 436-ФЗ.

Налогоплательщиков интересовала процедура зачёта и возврата излишне уплаченных ими в 2017 году сумм имущественных налогов, страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Кроме разъяснения порядка осуществления зачета/возврата, Управлением проводится ежеквартальный мониторинг соблюдения инспекциями области сроков зачета/возврата, установленных пунктами 4, 5, 6, 7. 8 статьи 78 Налогового кодекса и проверка правомерности отказа в осуществлении зачета/возврата излишне уплаченных сумм.

Во 2 квартале налогоплательщики продолжали интересоваться: зачтена ли в бюджет произведенная ими оплата налогов, в случае если данная информация не отразилась в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц. В целях минимизации обращений по данному вопросу Управлением на постоянной основе проводятся дистанционные мониторинги баз данных инспекций области по полноте и своевременности разноски платежных документов на уплату имущественных налогов, а также по оперативному уточнению платежей, отнесенных к категории «невыясненных». Заявителям направляется разъяснение о сроках отражения оплаты в «Личном кабинете для физических лиц».

На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде, поступило 3337 (7,3%) обращений, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 276 (0,6% от общего числа) обращениях. В Управлении обращения по вопросам оказания услуг в электронной форме составили 2% от общего числа или 36 документов, а различные аспекты работы с налогоплательщиками – 1,6% от общего числа или 30 документов.

Во втором квартале Управлением был проведен мониторинг качества информирования налогоплательщиков через «Личный кабинет для физических лиц», по результатам которого в инспекции области направлен обзор.

В апреле и июне проведены прямые линии в журнале «Консультант Свердловская область» о порядке декларирования доходов физическими лицами и о новом порядке применения ККТ. Ответы на вопросы затем были опубликованы в данных изданиях и размещены на сайте. В течение апреля на уличных освещенных конструкциях в Екатеринбурге размещались 15 плакатов о возможности направить декларацию о доходах физических лиц через «Личный кабинет для физических лиц». Кроме того, на 3 медиаэкранах Екатеринбурга в апреле размещался видеоролик о сроке декларирования доходов.

Инспекциями области проведены 5 пресс-конференций о порядке декларирования доходов гражданами. 18 материалов о порядке применения ККТ размещены на сайтах администраций муниципальных образований.

Вопросы по учёту налогоплательщиков, получению и отказу от ИНН содержались в 2412 запросах (5,3% от общего числа), письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (фермерских хозяйств) составили 1,7 % от общего количества запросов или 784 документа. В Управлении данные темы были затронуты в 3,4% и 6% обращений соответственно.

Налогоплательщики часто направляли запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и Едином государственном реестре налогоплательщиков или сообщали о необходимости их актуализации. Нередко граждане обращались с вопросами, касающимися обработки их персональных данных, смены или отмены двойного ИНН. Во втором квартале были актуализированы сведения в отношении 890 физических лиц в части адреса места жительства, персональных дынных и признания ИНН недействительным. Также актуализированы сведения о 41426 владельцах транспортных средств, имеющих пересечение периодов постановки на учет по мету жительства в разных налоговых органах.

Во исполнение поручения ФНС России от 22.06.2018 № 14-4-08/0340@ «О подготовке данных к выполнению мероприятий по признанию множественных ИНН недействительными» для сотрудников налоговых органов, имеющих доступ для выполнения специальных функций, проведена учеба по актуализации в ЕГРН сведений по физическим лицам, в отношении которых в федеральных информационных ресурсах содержатся одинаковые ИНН.

Часть обращений граждан составляли заявления по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 534 обращения или 1,2 % от общего числа. По вопросу уклонения от налогообложения поступило 336 обращений (0,7 % от общего числа обращений). Граждане уделяли внимание вопросам осуществления организации и контроля за проведением лотерей и азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (3 обращения или 0,01 % от общего числа). Также поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники (278 обращений или 0,6 % от общего числа).

Все обращения под контролем Управления отрабатываются инспекциями области по месту учета фигурантов и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и (или) административной ответственности. Во втором квартале для налогоплательщиков по вопросам применения контрольно-кассовой техники было проведено 8 открытых классов, 15 семинаров, 2 выступления по местному радио и 2 выступления по местному телеканалу.

Несогласие с решениями и действиями должностных лиц инспекций по выявленным налоговым правонарушениям, налогоплательщики выразили в 313 (0,7%) обращениях. В Управлении данный вопрос составил 6,6% от общего числа поступивших обращений. По результатам рассмотрения обращений в пользу заявителей и в целях исключения в дальнейшем принятия налоговыми органами неправомерных решений инспекциям направлены разъяснительные письма.

Тематика по обращениям граждан в разрезе субъектов Российской Федерации выглядит следующим образом.Основная доля обращений во 2 квартале 2018 года поступила от граждан, проживающих в Свердловской области. Из других субъектов поступило 35 обращений по вопросам уплаты транспортного налога, налога на имущество, задолженности и уклонения от налогообложения.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» УФНС России по Свердловской области ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

По состоянию на 05.07.2018 на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 12962 обращениях граждан, а также о мерах, принятых по таким обращениям, поступившим в Управление.

Все обращения граждан за исключением анонимных, содержащих благодарности или информацию в ответ на запрос налоговых органов, ставятся на контроль. Во втором квартале в Управлении на контроль был поставлен 1801 документ или 99,8% от общего числа поступивших обращений. Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 379 обращений, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, во 2 квартале на рассмотрении находилось 2180 обращений граждан. Из них 3 обращения было исполнено с нарушением установленного срока, что составило 0,2% от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль.

В приемные заместителей руководителя Управления во 2 квартале 2018 года обратилось 18 граждан, которым были даны разъяснения по интересующим их вопросам.

Общим отделом УФНС России по Свердловской области в подведомственные инспекции было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 22 обращения граждан.

Обращения, направленные на рассмотрение в подведомственные инспекции в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.Все обращения граждан исполнены в срок.

Из числа обращений, поступивших непосредственно в налоговые органы Свердловской области во 2 квартале текущего года допущено 4 случая нарушения срока исполнения, что составило 0,01 % от числа обращений, поставленных на контроль в инспекциях.