Интервью заместителя Руководителя ФНС России Т.В. Шевцовой

Дата публикации: 28.06.2007 16:30 (архив)

агентству "Интерфакс" о критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Интервью заместителя Руководителя ФНС России Т.В. Шевцовой агентству "Интерфакс" о критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

 Татьяна Шевцова: Выездная налоговая проверка в будущем должна стать чем-то исключительным
 Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала 11 критериев, с помощью которых налоговые органы будут  определять "кандидатов" на выездные проверки, а налогоплательщики смогут самостоятельно оценить свои риски. Могут ли компании, которые по этим критериям не являются кандидатами на проверки, "спать спокойно", и что грозит остальным налогоплательщикам, рассказала в интервью агентству "ИНТЕРФАКС-АФИ" Татьяна Шевцова - заместитель руководителя ФНС России. 
 Татьяна Викторовна, налоговая служба предприняла беспрецедентный шаг - опубликовала критерии, по  которым налоговые органы будут проводить отбор налогоплательщиков для выездных проверок. Какую цель  преследует ФНС?
 - Действительно, это новая составляющая организации аналитической и контрольной работы налоговых органов. Речь идет о попытке мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до налогоплательщика "правила игры", соблюдая которые он сможет получить зону налоговой стабильности. Для этого служба разработала понятные и доступные критерии, с помощью которых руководитель организации сможет взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора, проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля.
И понять, ждать ли ему проверку?
- Именно так. Но здесь я хочу сразу отметить принципиально важный момент. Соответствие налогоплательщика данным критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства. И не означает, что в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято инспектором только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.
Как вы знаете, при реализации контрольных мероприятий решено отказаться от всеобъемлющего охвата, и сосредоточить контрольные усилия в так называемых "зонах риска". Критерии - это прежде всего определенные сигналы как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика. Это означает, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, этот налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов. Поэтому налогоплательщик, соответствующий данным критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Значит ли это, что руководители предприятий, которые не подпадают под данные критерии, могут "спать спокойно"?
- Несомненно, да. Мы считаем, что такие налогоплательщики относятся к зоне налоговой стабильности. Выездные налоговые проверки в отношении их нецелесообразны. В отношении этих налогоплательщиков в основном будет проводиться мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников. Но и здесь хочу отметить важный момент. Если у налогового органа появится информация о том, что эта благополучная с точки зрения критериев организация участвует в схемах, не отражает свои хозяйственные операции в учете, сдает многочисленные уточненные декларации к уменьшению, контрольные мероприятия в отношении данного налогоплательщика будут проведены в полном объеме.
Не опасается ли ФНС, что, зная критерии, за гранью которых начинается налоговый контроль, организации просто начнут подстраиваться под них, чтобы избежать визитов налогового инспектора?
- Мы считаем, что это на самом деле неплохо. Особенно если организации, ранее использовавшие схемы минимизации налогов, будут отказываться от них, в том числе, за счет добровольного выхода из теневого оборота. Такое "подстраивание" мы только приветствуем.
На чем основаны критерии и их цифровые показатели?
- Все критерии разработаны на основе анализа результатов контрольной работы последних лет, а также анализа налоговой и статистической отчетности.
Как Вы считаете, не воспримут ли налоговые инспекторы на местах эти критерии как прямой призыв к действию: "Подпадаешь под критерии - значит, доначислим разницу"?
- Я уже говорила, что основой для доначисления налогов являются не сами критерии, а нарушения налогового законодательства, выявленные и подтвержденные документально непосредственно в ходе выездной налоговой проверки.
Хотелось бы остановиться на отдельных критериях. В зону внимания попадают организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет. Допускаете ли Вы, что убыточность более двух лет может быть обоснована, например, необходимостью развивать бизнес?
- Очевидно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций определено получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. В настоящее время нет объективных причин работы организаций себе в убыток.
Убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких налоговых периодов тенденций к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, и чаще всего с целью неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности. В настоящее время, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению числа убыточных предприятий, их доля в общем количестве юридических лиц достаточно велика. По нашим данным, это 21%.
Налогоплательщик может работать с убытками до тех пор, пока это обусловлено объективными причинами. Само по себе возникновение убытка в финансовой отчетности не позволяет говорить о том, что плательщик - потенциальный нарушитель законодательства. Финансовый убыток, даже на протяжении нескольких лет, может быть связан с развитием производства. Правда, в этом случае должны расти и показатели капитальных вложений, вложений в долгосрочные активы и расходы будущих периодов.
Одним из критериев является средняя рентабельность бизнеса. У крупных компаний рентабельность может быть намного выше средней. Может ли это привлечь внимание налоговиков?
- Под отклонением от средней рентабельности, и это четко прописано в числовых показателях, подразумевается только отклонение в сторону уменьшения. В зоне налогового контроля находятся налогоплательщики, рентабельность которых на 10 и более процентов ниже, чем у аналогичных организаций по отрасли.
Риск выездной проверки возникает, если доля вычетов по НДС в сумме начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. Но ведь в разных отраслях доля вычетов различается…
- Мы прекрасно понимаем, что вычеты в строительстве, вычеты на производстве и в торговле не сопоставимы. В будущем планируется вычеты по НДС определять в отраслевом разрезе и в разрезе субъектов, так же как и показатели вычетов по физическим лицам.
Фактором риска является построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических оснований. Как будут оцениваться цепочки договоров с посредниками?
- Мы будем основываться на обстоятельствах, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, которые указаны в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 октября 2006 года N53.
Например, если производитель в целях увеличения затрат закупает сырье или комплектующие материалы у поставщика не напрямую, а через цепочку посредников, и при этом посредники являются "фирмами-однодневками", возникает вопрос экономической обоснованности этих затрат. Такой же вопрос возникает, если поставка продукции между покупателем и продавцом, находящимися в одном городе и на одной улице, осуществляется через ряд посредников, находящихся в разных регионах страны, и при этом, несмотря на территориальную удаленность этих посредников, все документы оформляются и подписываются одним днем.
В качестве одного из критериев указана "миграция между налоговыми органами". Почему? Ведь это не запрещено Налоговым кодексом.
- Действительно, по Налоговому кодеку налогоплательщик имеет право сняться с учета в одной налоговой инспекции и встать в другой, например, в связи с изменением места нахождения. Однако многократные смены адресов могут служить сигналом того, что налогоплательщик, к примеру, стремится избежать проведения выездной налоговой проверки или взыскания налогов.
Работа с этим критерием строится при помощи федеральных ресурсов ЕГРН и ЕГРЮЛ, которые позволяют отследить перемещения. Анализу причин миграции служба уделяет повышенное внимание.
Не опасаетесь ли Вы, что критерии устареют через несколько месяцев?
- Цифровые показатели критериев определены сроком на один год. В будущем, как я уже говорила, планируется их детализация по видам экономической деятельности и субъектам Федерации. - Хотелось бы немного отойти от темы критериев и задать вопрос непосредственно о контрольных мероприятиях. Должностные лица ФНС не раз высказывались о том, что проверки должны иметь 100-процентную результативность. Оправданы ли опасения тех налогоплательщиков, которые считают, что это приведет к доначислениям "любой ценой"?
- Действительно, в настоящее время изменен подход к планированию контрольной работы. Выход на налоговую проверку всегда должен быть обусловлен наличием оснований предполагать нарушения налогового законодательства. Мониторинг налоговых обязательств, результаты камерального контроля, информация из внешних источников, то есть другими словами все тот же анализ критериев риска, является основой для принятия решения о проведении налоговой проверки. И, как правило, если выход мотивированный, то предполагаемые нарушения действительно подтверждаются.
Приведет ли переход на контроль "зон риска" к росту доначислений? Есть ли такая цель?
- Нет, у нас нет задачи доначислять больше и больше. Основная функция службы - контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. И для нас более важно обеспечить решение этой задачи за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. Если мы этого достигнем, то в будущем выход на налоговую проверку должен стать чем-то исключительным.
Татьяна Викторовна, налоговая служба не опасается, что снижение количества проверок приведет к потерям бюджета?
- Нет, я считаю, что налоговая культура в нашей стране формируется и становится престижно платить налоги. Ведь это означает уважение к своей стране, своим партнерам и к самому себе.

Публикация размещена по адресу: http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/22.html?id_issue=11778617