История УФНС России


Информация ниже зависит от вашего региона (67 Смоленская область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
В 1990 году в бывшем Советском Союзе была создана Государственная налоговая служба. На Смоленщине, как и во всей России, в условиях радикальной экономической реформы формировалась налоговая система. Официальной датой создания Государственной налоговой инспекции по Смоленской области считается 1 июня 1990 года. С 23 сентября 1999 года Государственная налоговая инспекция по Смоленской области преобразована в Управление Министерства Российской области по налогам и сборам по Смоленской области, а с 19 октября 2004 года в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области.

В первое пятилетие сформировался кадровый костяк налоговых органов об­ласти, как правило, из числа работников отраслей народного хозяйства - бухгалтеров, экономистов, финансистов с внушительным опытом работы. Они внесли значитель­ную лепту в те результаты, которые были получены.
 
Помимо регионального налогового Управления на территории Смоленской обла­сти в 90-ые годы действовало 28 районных инспекций, 1 городская и 1 инспекция меж­районного уровня. В области развернулось строительство двух зданий для налоговых инспекций с нуля. Ряд зданий и помещений были приобретены, реконструированы и отремонти­рованы. Началась масштабная работа по компьютеризации, созданию современных техно­логий обработки данных. Совершенствовалось и налоговое администрирование, и структура самой службы. Реформы диктовались формированием налогового законодательства. По существу, с 1992 года вступила в действие новая налоговая система России, которая отвечала всем ми­ровым стандартам.
 
Одними из самых трудных периодов в работе ветераны налоговых органов считают 1996 - 1997 годы. Сложные финансовые проблемы испытывали сами инспекции (Фонд социального развития прекратил свое существование), состояние многих предпри­ятий по объективным и субъективным причинам также было осложнено. Налоговые органы со всех сторон подвергались жесткой критике. Тяжелый экономический фон отразился на кадрах службы. Было потеряно боль­шое количество профессиональных работников из-за низкой и нерегулярной оплаты труда. Период с 1998 года характерен поиском новых форм работы с плательщиками. Налоговая служба становится высоко модерни­зированным, технологически оснащенным ведомством, способным учесть практиче­ски все финансовые потоки как внутри, так и за пределами нашего государства.

Приобретая мощь финансового стража, налоговые органы не могли избежать реорганизации по принципу укрупнения. Она началась 24 мая 2001 года созданием Межрайонных инспекций МНС России по Смоленской области. На начало 2004 года в субъекте осуществляли деятельность уже три Инспекции МНС России по районам г. Смоленска и 11 Межрайонных инспекций МНС России по Смоленской области. Но и в муниципальных образованиях городов и районов, в которых инспекции были упразднены, остались отделы специалистов. Развитие реформы налоговых органов и осуществление мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)» потребовало дальнейшего укрупнения Межрайонных инспекций МНС России по Смоленской области.

Перемены происходят и в Управлении. К примеру, создается отдел комплексного развития налоговых органов. При его активном участии в 2004 году в инспекциях области внедряется система электронного документооборота (ЭОД). Особое внимание уделяется качественному обслуживанию налогоплательщиков на территориально обособленных рабочих местах. С этой целью в декабре 2005 года во всех ТОРМах создается удаленный доступ к информационным ресурсам инспекций в режиме реального времени, что позволяет им осуществлять часть функций. В 2004 году УМНС России по Смоленской области передана функция обеспечения процедуры банкротства, а несколько раньше функции уполномоченного органа по государственной регистрации организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств. В связи с усилившимися требованиями Правительства Российской Федерации по улучшению администрирования налогов и сборов, обеспечению защиты информации в марте 2006 года в Управлении создаются отделы налогового аудита и информационной безопасности.

По состоянию на 1 октября 2013 года в состав налоговых органов Смоленской области, кроме Управления, входит 8 Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по Смоленской области и Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Смоленску. К 2021 году количество Межрайонных ИФНС уменьшается до семи, изменяется и перечень отделов Управления. Из самых молодых можно назвать отдел обеспечения процедур банкротства и получивший свой функционал отдел информационной безопасности, ранее выполнявший задачи в составе другого отдела.

Начиная с двухтысячного года, Управление сделало большой рывок в направлении технического перевооружения, структурно-функционального изменения налогового администрирования, налаживания цивилизованного диалога и действенной обратной связи с налогоплательщиками. Кроме того, активно внедряются новые сервисы, в том числе совершенствуется линейка личных кабинетов. Для налогоплательщиков служба стала проводником в мир современного сервиса предоставления государственных услуг, для других ведомств – помощником в продвижении инновационных разработок ФНС, а в годы пандемии еще и играет важнейшую роль в обеспечении поддержки бизнеса, пострадавшего в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Изменился и сам сотрудник службы, получивший новый надежный технический инструментарий для своей работы. Однако решающим фактором профессионализма по-прежнему остаются компетентность, добросовестность и любовь к работе.

Напомним, что первым начальником Государственной налоговой инспекции по Смоленской области в июне 1990 года стал Владимир Иванович Иванов. Именно ему довелось формировать налоговые органы Смоленщины. Немало сделал на этом посту и сменивший предшественника в 1992 году Геннадий Алексеевич Бояринов.

В мае 1996 года начальником ГНИ по Смоленской области, а позднее руководителем УМНС России по Смоленской области был назначен Николай Тихонович Дубовец, проработавший в этой должности до 2004 года. Этот период характеризуется проведением реорганизации и модернизации налоговых органов, которые продолжаются по настоящее время.

Около двух лет – с апреля 2004 по март 2006 года Управление возглавлял Владимир Леонидович Орлов в должности исполняющего обязанности. Внедряемый Федеральной налоговой службой принцип ротации кадров, возросший объем задач потребовали свежих сил, и 19 июня 2006 года руководителем Управления был назначен Геннадий Николаевич Посохин, работавший до тех пор заместителем руководителя УФНС России по Ставропольскому краю, а с марта 2010 года Управление возглавила Суворова Галина Алексеевна (ранее начальник Межрегиональной ИФНС России по Центральному федеральному округу).

11 марта 2013 года исполнение обязанностей руководителя Управления было возложено на Татьяну Анатольевну Рыбалко, а 6 февраля 2014 года последовало ее назначение руководителем УФНС России по Смоленской области. Особый акцент в работе Управления был сделан на улучшение качества контрольно-аналитической работы и администрирования налогов, установление партнерских отношений с плательщиками налогов и страховых взносов, налаживанию обратной связи, позволяющей четко и оперативно реагировать, в том числе на информационные запросы граждан и организаций.

В 2022 – 2023 гг. внешнеэкономическая ситуация в стране потребовала от налогового органа приложить все усилия, чтобы максимально ускорить деятельность по оперативному завершению камеральных проверок деклараций. Быстрый возврат по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, позволил бизнесу в короткие сроки получать «живые» деньги и пускать их снова в оборот, а при расчетах в валюте при растущем курсе сократить временной лаг. Это стало возможным, в том числе, благодаря высокой степени автоматизации процессов и использования программного комплекса АСК НДС-2. Существенным образом сократились также сроки проведения проверки деклараций при получении гражданами налоговых вычетов, предоставления возвратов налога на доходы физических лиц.

Следует также отметить, что 2023 год стал непростым и для налоговых органов региона. В него УФНС России вошло как Управление и восемь инспекций с 19 ТОРМами, а завершило как единая структурная единица.

Целью перехода на двухуровневую систему стало повышение качества администрирования налогов, однако сам процесс реорганизации потребовал дополнительных усилий, связанных с формированием новой организационной модели, сокращением количества управленческих звеньев, построением четких функциональных вертикалей, распределением зон ответственности и переобучением кадров. При этом решение задач оптимизации не должно было отразиться на основной работе и показателях ТНО субъекта. Уже первые итоги модернизации показали, что поступления в бюджетную систему Российской Федерации за 2023 год увеличились в 1,3 раза, в консолидированный бюджет Смоленской области - в 1,2 раза. Вместе с тем положительное влияние модернизация оказала и на ряд внутренних рабочих процессов. В частности, были исключены дублирующие операции, сокращено количество отчетных и вспомогательных форм, которые ранее были общими для всех подразделений. Это позволило говорить о снижении временных затрат и увеличении производительности труда сотрудника налоговых органов.

С уверенностью можно сказать, что сегодня налоговая служба - мощная развивающаяся структура, одно из самых прогрессивных и клиентоориентированных ведомств страны.