ENG

Оптимизация государственной регистрации

67 Смоленская область

Дата публикации: 06.06.2019

Издание: «SMOLGAZETA»
Тема: Государственная регистрация
Источник:  https://smolgazeta.ru/society/64936-optimizaciya-gosregistracii.html

Процедура госрегистрации за последние годы существенно изменилась. О том, как сегодня начать собственное дело, интервью начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Смоленской области Елены Жарковой.

- Елена Владимировна, с 4 июля 2013 года механизм госрегистрации ЮЛ и ИП последовательно меняется. Он начался с корректировки формы оформления документов и обновления требований к их заполнению. В чем еще выражались нововведения?

- До указанной даты документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, было свидетельство о государственной регистрации, оформленное на бланке с указанием его серии и номера, а после такое свидетельство выдавалось уже только в случаях создания юридического лица или индивидуального предпринимателя. Одновременно выдавался лист записи, оформленный на обычном листе бумаги, содержащий информацию о внесенных сведениях в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.

- С 1 января 2017 года он и выдаётся во всех случаях государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

- Да. И только он. Кроме того, в 2017 году был принят Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», законодательно закрепивший взаимодействие регистрирующего органа с МФЦ в электронной форме, что позволило существенно сократить сроки оказания услуги.

- Сроки сократились, а количество причин для отказа в регистрации увеличилось?

- С 1 октября 2018 года особое внимание уделяется несоблюдению формы заявления и требований к оформлению документов, а также представлению документов, содержащих недостоверные сведения. Если проверка выявила указанные ошибки, государственная регистрация не может быть осуществлена.

Однако если ранее инспекция принимала решение об отказе в государственной регистрации, то независимо от причины отказа, повторная подача документов предполагала и повторную уплату государственной пошлины. Теперь при отказе в государственной регистрации ввиду допущения ошибки у желающих зарегистрировать свой бизнес есть еще один шанс. В течение трех месяцев со дня вынесения решения об отказе можно повторно представить документы, не уплачивая госпошлину. Более того, документы, которые были представлены ранее в налоговый орган и не содержали в себе ошибок, представлять повторно не обязательно. Право внести коррективы в уже поданный пакет документов представляется только один раз.

- Привыкшие к экономии знают, что пошлину можно не платить при подаче документов в электронном виде. Какие условия должны быть соблюдены?

- Действительно, данное изменение вступило в силу с 1 января текущего года. Подать документы можно через портал госуслуг или сайт налоговой службы www.nalog.ru, через нотариуса или в МФЦ. Пакет документов считается поданным в электронном виде в случае подписания его с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, которую необходимо предварительно приобрести в удостоверяющем центре. Такой способ регистрации экономит не только деньги, но и время на посещение инспекции.

Стоит отметить, что при заполнении формы на государственную регистрацию в электронном виде необходимо обязательно указывать адрес электронной почты, так как решение о госрегистрации отправляется на электронную почту заявителя.

- А как узнать об изменениях в регистрационных действиях контрагента?

- С октября 2018 года любое лицо в праве разместить на официальном сайте регистрирующего органа запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте предоставления в регистрирующий орган документов в отношении указанного в этом запросе юридического лица или ИП. Ответ будет направлен не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом соответствующих документов.

- Что изменилось в механизме проверки достоверности самих реестров?

- Процедура проверки достоверности сведений, включаемых и включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, действует уже более двух лет. Если речь идет не о вновь создаваемых юридических лицах, то Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность приостановления государственной регистрации, но не более чем на один месяц. Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Кроме того, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом и вынесения судебных актов.

Первым шагом к чистоте реестра стала проверка сведений о руководителях, учредителях, адресах места нахождения ЮЛ, подпадающих под критерий «массовость». В ближайшем будущем будут использоваться более тонкие критерии, позволяющие сосредоточиться на компаниях, вероятность наличия недостоверных сведений в которых весьма значительна.

На них могут указывать такие признаки, как, например, отсутствие открытого банковского счета, представление нулевой отчетности, ведение хозяйственно-финансовой деятельности с высоким налоговым риском. На такие юридические лица, будет обращено особенное внимание со стороны налоговых органов.

Отказ в государственной регистрации получают и те, кто ранее был задействован в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться для ранее исключенных из реестра как недействующих юридических лиц с задолженностью перед бюджетом, для тех, по кому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности или не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Более того, с 1 сентября 2017 года законом о государственной регистрации предусмотрен порядок исключения юридического лица из реестра, при наличии записи о недостоверности сведений в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.