ENG

Земельный налог: ставки, сроки уплаты, льготы

Дата публикации: 14.06.2013 11:08 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Российской Федерации установлены три вида налогов: федеральные, региональные и местные (ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Земельный налог является местным (ст.15 НК РФ). Устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами о налоге представительных органов городских и сельских поселений, городских округов. Обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (ст. 12 и 387 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговые ставки устанавливаются в пределах определенных Налоговым Кодексом – 0,3 и 1,5 % (ст. 394 НК РФ).

1. 0,3 % - в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2. 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

В тоже время представительным органам муниципальных образований дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

На территории Смоленской области 325 муниципальных образований, которые довольно активно воспользовались своим правом устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу. В настоящее время количество ставок в различных муниципальных образованиях колеблется от 5 до 182.

Диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок также довольно обширен. Например, по категории «земли промышленности» диапазон установленных налоговых ставок составляет от максимальной в 1,5% до 0,00164%.

Это вносит определенные трудности в администрирование земельного налога. И самим налогоплательщикам зачастую сложно разобраться в таком количестве налоговых ставок, правильно определить и применить их.

Для сравнения в других областях ЦФО диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок гораздо меньше. Например, в Брянской области он составляет от 1,3% до 1,5%, в Тверской от 1,1% до 1,5%, в Ярославской - от 1 % до 1,5 %.

Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст.397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим, а авансовых платежей ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября).

Для налогоплательщиков - физических лиц срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим.

Но так было не всегда. Раньше физические лица уплачивали налог и авансовые платежи по налогу тремя равными долями в разные сроки. Авансовые платежи уплачивались за текущий год 15 сентября и 15 ноября, а сумма налога в следующем 15 февраля.

Такой порядок уплаты земельного налога физическими лицами затруднял администрирование, бюджет нес дополнительные расходы на отправку налоговых уведомлений: одно - на уплату авансов, второе – налога. У налогоплательщиков, только что оплативших земельный налог, возникало непонимание, почему пришла еще одна квитанция.

Все эти проблемы были решены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, внесшим изменения в 31 главу Налогового Кодекса "Земельный налог", касающиеся установления конкретных сроков уплаты земельного налога.

В соответствии с ним с 2011 года для физических лиц отменены авансовые платежи, тем самым установлен единый срок уплаты налога, перенесенный на 1 ноября года, следующего за истекшим.

При исчислении земельного налога ряд категорий налогоплательщиков - физических лиц пользуется льготами, установленными Законодательством Российской Федерации, предоставляющими им преимущества в налогообложении.

Так, пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для определенных категорий налогоплательщиков налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

1) Героев Советского Союза, Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Не стоит забывать о том, что земельный налог – это местный налог, следовательно, право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения предоставлено органам местного самоуправления.

Виды льгот разнообразны: установление необлагаемой налогом суммы, уменьшение суммы налога или полное освобождение от уплаты налога.

Налоговые органы обеспечивают прием и обработку сведений об установленных льготах по каждому муниципальному образованию и используют их при исчислении земельного налога физическим лицам.
В Смоленской области в 2012 году воспользовались своим правом на льготы по земельному налогу более 16 тысяч человек, в том числе 8 535 плательщикам предоставлены льготы, установленные федеральным законодательством, 7 757 плательщикам – льготы, установленные органами местного самоуправления.

Общая сумма предоставленных льгот составила 6,4 миллиона рублей (сумма льгот, установленных федеральным законодательством, составила 240 тысяч рублей, установленных органами местного самоуправления – 6,2 миллиона рублей).

Необходимо иметь в виду: порядок предоставления льгот носит заявительный характер. Это означает, что налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы подтверждающие документы.

Для получения льготы по земельному налогу соответствующее заявление и документы следует подавать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Каждый налогоплательщик может узнать подробную информацию об установленных налоговых ставках, сроках уплаты, налоговых льготах, наличии прав на льготы, предоставляемые Федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обратившись в налоговую инспекцию, ТОРМ или на Интернет-сайт Управления www.r67.nalog.ru - раздел «Электронные услуги» в информационном ресурсе «Имущественные налоги: ставки и льготы».