О судебной практике по применению ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров

Дата публикации: 16.12.2013 15:50 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Налоговой проверкой было установлено, что   предпринимателем при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее-ЕНВД) неверно применен физический показатель «количество посадочных мест». Так,  вместо 13 имеющихся у него автомобилей были учтены посадочные места  только одного транспортного средства.     

По мнению предпринимателя, факт получения разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси не свидетельствует об осуществлении деятельности такси на каждом из автомобилей, на которые получены соответствующие разрешения, а лишь дает право осуществлять данный вид деятельности.

Суды, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указали следующее.

Исходя из анализа положений ст. 346.26, 346.27 и 346.29 НК РФ, для расчета ЕНВД важен физический показатель, при  этом формулировка, изложенная в п.3 ст. 346.29 НК РФ, не содержит каких-либо оговорок относительно фактического использования автомобилей.

Таким образом, в число автотранспортных средств включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся на техническом осмотре или на ремонте в течение налогового периода.

Конституционный суд в определении от 25.02.2010 № 295-О-О указал, что применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства. Оставляя неизменным предельное количество транспортных средств для исчисления единого налога на вмененный доход, законодатель принципиально изменил подход к их учету, следствием чего явилось облегчение подсчета транспортных средств и оптимизация налогового контроля в данной сфере.

То есть при расчете налога следует учесть количество посадочных мест во всех транспортных средствах, имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения).

Осуществляя вид деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, предприниматель имел потенциальную возможность использовать все транспортные средства, имеющиеся в его собственности и на которые получены соответствующие разрешения.

Факт неиспользования части транспортных средств по каким-либо причинам, за исключением консервации транспортного средства и передачу его в аренду, не может расцениваться судом в качестве обстоятельства, влияющего на физический показатель – количество посадочных мест.

Доказательства, свидетельствующие о том, что транспортные средства, неиспользуемые предпринимателем, находились на консервации либо были переданы в аренду, суду не были представлены.

Отсутствие у предпринимателя  квалифицированных водителей не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее о фактической невозможности использования транспортных средств, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, в его экономической деятельности.

Такая правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 и постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу №А64-781/2013. Указанные судебные акты вступили в законную силу,  в кассационную инстанцию налогоплательщиком не обжаловались.