ENG

Налогоплательщик неправомерно невключил в состав внереализационных доходов полученную компенсацию за снос здания

Дата публикации: 20.03.2015 10:17 (архив)

Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области информирует, что согласно пункту 1 статьи 247 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ доходы подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.

Статьей 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Учитывая, что налогоплательщик не оспаривает факта неотражения в налоговом учете причитающейся компенсации в сумме 3 381 800 руб. по итогам 2005 года и в последующих налоговых периодах (согласно учетной политики организации), налоговый орган правомерно пришел к выводу, что спорные денежные средства в размере 3 381 800 руб., полученные в качестве компенсации за сносимое здание, должны быть учтены в составе внереализационных доходов в 2011 году в момент их фактического получения.

Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, указал, что им не было учтено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам также относятся доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая, что апелляционным судом не установлен факт отражения такого дохода в налоговом учете за 2005 год и последующих налоговых периодах, а налоговый орган представил соответствующие доказательства, не подтверждающие учет такого дохода, начиная с периода за 2005 год, у суда второй инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в этой части.

Отказывая  налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации, судьей было указано, что суды первой и кассационной инстанции пришли к правильному выводу о наличии у налогоплательщика обязанности по отражению полученных им средств в составе внереализационных доходов по факту их получения, исходя из требований пункта 10 статьи 250 НК РФ.

Приложение:

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2015 № 310-КГ14-8454;

Постановление Арбитражного Суда Центрального округа от 03.12.2014 № А64-5554/2013.